Италия за крайне правое дело

Джорджа Мелони сформировала свой кабинет.

Так получилось, что первым главой государства, с которым встретилась новый премьер Италии буквально через несколько часов после вступления в должность, стал Эмманюэль Макрон. Вообще-то он приезжал в Рим для участия в международном Форуме за мир, и чтобы встретиться с Папой. Французская оппозиция взвыла от того факта, что президент встречается с наследницей идей фашизма. Как бы не старались Мелони или Марин Ле Пен дистанцироваться от этой характеристики, фашизм, похоже, как татуировка – затереть ее можно, но совсем вывести нельзя никак.

Но тем не менее, Мелони победила на выборах и вступила в должность. Ей в торжественной обстановке вручен серебряный колокольчик, чтобы призывать к порядку парламент. Осталось найти формулу долголетия итальянского парламента – в среднем кабинет здесь держится около 18 месяцев. Совет министров только начал работу, а трещины в коалиции уже обозначились. Маттео Сальвини, например, против антироссийских санкций, премьер – за. Мелони – убежденный евроскептик, а Берлускони – нет.

«Самое правое правительство со времен Второй мировой войны» должно среди прочего завоевать доверие двух палат парламента.

Сенат избрал своим спикером Иньяцио Ла Русса. Он – один из основателей партии «Братья Италии» совместно с Мелони. Председателю 75 лет и всю жизнь он боролся за идеалы крайне правых. Тем более, что его папа руководил местным отделением национал-фашистской партии при Муссолини и даже второе имя Иньяцио Ла Русса – Бенито.

Нижнюю палату возглавил Лоренцо Фонтана. Это близкий к Сальвини ультраконсерватор, убежденный католик, ярый противник абортов и однополых браков. В 2014 году, после возвращения Крыма, выступил против брюссельских антироссийских санкций и считает Россию Владимира Путина «моделью».

Несмотря на то, что Мелони позиционирует себя как евроскептик, она отказалась в свое время от борьбы за выход из зоны евро и в то же время обещала бороться за интересы Италии в Брюсселе. Оно понятно. Евросоюз пообещал 200 миллиардов евро помощи и кредитов для преодоления последствий пандемии и от этого вливания зависит ритм дальнейшего развития экономики. Таким образом Мелони придется маневрировать между «союзниками», не желающими, чтобы ими управляли евробюрократы, и с другой – наполнять кубышку деньгами. Впрочем, балансирование – это такая итальянская традиция, вечно приводящая к недолговечности кабинетов.

Несмотря на то, что с приходом Мелони все ожидали наступления матриархата, из 24 министров нового кабинета женщин – всего 6. И то, ключевых постов вроде МВД, МИД, минобороны или минфина им не досталось. Примерно половину портфелей забрали себе «Братья Италии», вторую половину поделили «Вперед, Италия» Сильвио Берлускони и «Лига за Сальвини Премьер» Маттео Сальвини.

И вот как Мелони раздала ключевые министерства, чтобы создать некое равновесие в кабинете.

Министерство иностранных дел возглавил бывший председатель Европарламента и это, напомним, при том, что Мелони не очень жалует Брюссель. Антонио Таяни – убежденный сторонник единой Европы и занимает высокий пост в партийной иерархии партии «Вперёд, Италия». Это назначение немедленно и с удовольствием прокомментировал председатель Европейской народной партии Манфред Вебер «Это гарантия того, что Италия будет проевропейской и проатлантической». Связи, наработанные Таяни за 20 лет работы евродепутатом и в разных структурах ЕС, пригодятся для установления хороших отношений с Брюсселем. Таяни получил и пост вице-премьера.

Итальянским транспортом будет рулить Маттео Сальвини. В первом правительстве Джузеппе Конте, в 2018-2019 гг., он был вице-премьером и министром внутренних дел, и на этом посту отличился своими неоднозначными заявлениями по поводу иммиграции. Вообще-то он хотел возглавить МВД и в нынешнем правительстве, но пришлось довольствоваться транспортом. Пусть это не так престижно, но дает возможность контролировать порты страны. Например, следуя политике «закрытых портов», проводимой «Лигой», он сумел, будучи министром внутренних дел, блокировать суда НПО, спешившие на помощь мигрантам в Средиземном море. Он тоже назначен вице-премьером.

Министерство экономики возглавил политик из предыдущего правительства – Джанкарло Джоржетти. В крайне правой «Лиге» он представляет умеренное крыло и даже считается правой рукой Маттео Сальвини. В любом случае, это опытный правый функционер, прошедший через два правительства правой коалиции.

Еще один человек из «Лиги», технократ Маттео Пьянтедози стал министром внутренних дел. С августа 2020 года он был префектом Рима и считает вопросы безопасности и иммиграции приоритетными в своей работе. Всю свою карьеру, а ему 59 лет, он сделал либо в полицейских структурах, в основном в МВД, либо на высоких государственных должностях. В «Лиге» он занимал должность начальника кабинета Сальвини.

Символичный для нового председателя Совета пост – главы министерства по делам семьи, национальности и равных возможностей – возглавила Евгения Роччелла. Лозунг кампании Мелони был «Бог, семья, родина». Эти принципы как раз и может защитить христианка и убежденный консерватор Роччелла. Да, и никаких там ЛГБТ+.