Казахстан 2025-2029: стабильность, риски и сценарии

Казахстан 2025-2029: стабильность, риски и сценарии

06.08.2025 ПОСТСОВЕТСКИЙ РЕГИОН GEOFOR 🖨

Сегодня Казахстан сохраняет внешнюю и внутреннюю стабильность, опираясь на сильную вертикаль власти и парламентское большинство. Оппозиция слаба, что снижает риск смены курса, но повышает вероятность ошибок в государственном управлении. Дополнительную стабильность режиму придает опора на Россию и членство в ОДКБ, что было продемонстрировано в январе 2022 года.

Внутренние риски сосредоточены в сфере социального неравенства, коррупции, угроз радикализма и этнической напряженности. Южные регионы подвержены религиозному экстремизму и криминалу, северные – уязвимы к внешнему влиянию через фактор русскоязычного населения. Экономическая модель зависит от экспорта углеводородов и ограниченной диверсификации. Попытки усилить транзитный потенциал и использовать «Срединный коридор» создают новые возможности, но влекут зависимость от внешних игроков и санкционных рисков.

Геополитическая стратегия строится на многовекторности: сохранение связей с Россией и Китаем сочетается с расширением сотрудничества с США, ЕС, Великобританией и Турцией. Казахстан продвигает новые маршруты экспорта и логистики, усиливает кооперацию в рамках ОТГ и развивает проекты с Афганистаном и Пакистаном. Это увеличивает пространство для маневра, но требует баланса между обязательствами и конкурирующими интересами крупных держав.

В совокупности Казахстан в настоящее время демонстрирует устойчивость, но его долгосрочная стабильность зависит от решения вопросов преемственности власти, диверсификации экономики и эффективного управления внутренними рисками.

Политическая стабильность

Позиции и проблемы власти
Администрация прездента Токаева крепко удерживает власть в стране и серьезных рисков на горизонте 12-24 месяца для политической стабильности не просматривается. AMANAT также сохраняет парламентское большинство.
Позиции и проблемы оппозиции
Оппозиционные партии ограничены в доступе к информационному пространству и эфирному времени. Потенциальный закон об иноагентах еще больше усилит контроль за иностранным финансированием НКО и медиа, дополнительно сузив пространство публичной дискуссии и попыток повлиять на власть из вне.
Вопросы безопасности
Силовой блок функционален. Тем не менее, наркотрафик, экстремизм и терроризм, а также санкционные и логистические проблемы по-прежнему остаются важными рисками для страны, хоть и частично управляемыми.

Несмотря на формальную стабильность власти в Казахстане в последние годы, важно подчеркнуть скрытые линии напряжения и потенциальные конфликты.

После кризиса января 2022 года президент Касым-Жомарт Токаев укрепил позиции, проведя кадровую чистку и дистанцировавшись от части наследия Назарбаева. Концепция «Новый Казахстан» стала инструментом для легитимации этих изменений, однако в реальности значительная часть старой элиты сохранила влияние. И хотя исполнительная власть и партия AMANAT, контролирующая парламент, обеспечивают президенту возможность без труда продвигать политические и экономические решения, внутренний скрытый раскол все равно существует и может вскрыться в определенных обстоятельствах. Особенно на исполнительском уровне.

Вопрос кланов и преемственности власти остается чувствительным фактором. Несмотря на сокращение влияния окружения Назарбаева, многие его представители продолжают занимать ключевые посты. Ситуация осложняется возрастом Токаева, что ставит на повестку вопрос о его преемнике, кандидатура которого пока не просматривается.

С точки зрения безопасности ключевыми вызовами являются риск повторения массовых протестов, этнические противоречия и угроза радикального исламизма. Южные регионы, граничащие с Узбекистаном и Кыргызстаном, воспринимаются как наиболее уязвимые из-за социально-экономических проблем и активности религиозных движений. Казахстан, будучи участником ОДКБ, опирается на гарантии безопасности со стороны России, но одновременно развивает сотрудничество с Турцией, Китаем и Западом, чтобы снизить одностороннюю зависимость.

Таким образом, политическая стабильность Казахстана основана на жесткой вертикали власти, слабости оппозиции и контроле над силовыми структурами. Однако она подвержена долгосрочным рискам: клановой конкуренции, внешнему давлению и внутренним протестам. Власть демонстрирует способность оперативно реагировать на кризисы, но системная устойчивость остается условной, зависящей от баланса элит и эффективности государственного управления.

Внутриполитические риски

Низкая вероятность
Средняя вероятность
Высокая вероятность
Высокое влияние
Острый элитный конфликт и внеплановый транзит властиСистемный FX-шок, требующий экстренных мер
Повторение массовых протестов на фоне ценовых шоков (топливо/ЖКХ)Ужесточение контроля иностранного финансирования НКО/медиа
Устойчиво высокая инфляция выше цели НБКДавление на реальные доходы и локальные протестыВалютная волатильность тенгеПравовая неопределённость к 2028-2029
Среднее влияние
Краткое «окно» либерализации с ростом медиа-активности, но без продолжительного эффекта
Межуровневые трения «центр ↔ регионы»OPEC+ ограничения и тарифная реформа
Точечные вторичные санкции и логистические сбоиСоциальное недовольство вокруг цен и тарифов
Низкое влияние
Эпизодические городские протестыОтдельные проявления экстремизма
Административные претензии к активистам/НКОКадровые перестановки без смены курса
Локальные валютные и ценовые всплескиСудебные кейсы против СМИ/НКО
Правовые рычаги против оппозиции и медиа
Контроль над иностранным финансированием и практика давления на медиа/НКО повышают регуляторные риски и сужают пространство конкуренции.
Поляризация и протестная активность
Базовый риск умеренный, но ценовые и тарифные шоки способны вызвать всплески локальных протестов. Ситуация может обостриться в случае, если эти факторы будут сочетаться со вспышками межэтнических и религиозных противоречий.
Парламент
Доминирование AMANAT ускоряет принятие законов подготовленных правительством или по его заказу. Но слабость оппозиции ослабляет парламентский контроль и снижает качество экспертной проверки.
Языковая и идентичностная повестка
Продвижение казахского языка и сокращение влияния российских медиа меняют медиаполе; слишком резкая инплементация способна спровоцировать социальные волнения.
Экономическое давление на домохозяйства
Инфляция снижается, но остаётся выше целевой; стоимость услуг и продовольствия давит на реальные доходы, повышая напряженность домохозяйств.
Правовая неопределённость к 2028–2029
Кадровые и институциональные решения накануне электорального цикла повышают риск «ручных» корректировок и правовой неопределённости.

Внутренние риски для Казахстана складываются из нескольких взаимосвязанных факторов: политической преемственности, клановой конкуренции, социально-экономических вызовов, безопасности и структурных ограничений государственного управления. Эти элементы создают сложный фон, который может оказывать прямое влияние на устойчивость режима и инвестиционный климат.

Политические риски и преемственность

Плавный транзит власти в 2019 году укрепил легитимность нынешнего президента, но фактор возраста Токаева и отсутствие ясности о кандидатуре приемника формируют неопределенность в горизонте 5-10 лет. Возможное усиление фигур, связанных с кланом Назарбаева, способно спровоцировать борьбу элит. В совокупности это создает риск политической нестабильности в случае кризиса или смены власти.

Клановые и элитные конфликты

Несмотря на «чистку» после января 2022 года, старая элита сохранила позиции в ключевых институтах. Риторика «Нового Казахстана» носит во многом пропагандистский характер, так как значительная часть назначенцев Назарбаева продолжает влиять на политику. Это порождает двойственность: с одной стороны – консолидация власти, с другой – возможность внутренних столкновений в случае ухудшения социально-экономической ситуации или перераспределения ресурсов.

Социально-экономические риски

Казахстан сталкивается с хроническим неравенством доходов, коррупцией и ограниченными возможностями для политического участия. Эти факторы формируют недовольство населения, что особенно проявилось в январе 2022 года. Массовые протесты показали низкую устойчивость социальной модели и уязвимость государства к резкому изменению цен на энергоносители или продукты первой необходимости. Сильная зависимость от экспорта углеводородов и риски мировой конъюнктуры усилируют вероятность экономических потрясений.

Безопасность и радикализм

В южных регионах сохраняется угроза религиозного экстремизма, особенно в Шымкентской области, где присутствует этнически смешанное население и зафиксированы случаи вербовки в радикальные движения. Отдельным вызовом является «возврат» боевиков из зон конфликтов на Ближнем Востоке, что повышает риск терактов и подрыва внутренней стабильности. Наркотрафик и контрабанда из Афганистана усиливают криминальный компонент этих угроз.

Структурные проблемы управления

Ограниченный политический плюрализм, низкие показатели свободы прессы и высокий уровень коррупции создают системные препятствия для реформ. В условиях монополии AMANAT парламентская и общественная оппозиция не способны выполнять функцию сдержек и противовесов, что повышает вероятность ошибок в принятии решений. Для бизнеса это выражается в слабой предсказуемости и рисках внезапных изменений правил игры.

В сумме эти факторы определяют внутренние риски Казахстана: политическая преемственность без четкого механизма передачи власти, потенциальная клановая конкуренция, социальная уязвимость и угроза радикализма. Они не ставят под сомнение краткосрочную устойчивость системы, но формируют долгосрочные источники нестабильности, которые требуют постоянного контроля и адаптации политики.

Экономика

Рост ВВП (%) и Текущий счет (% от ВВП)

Бары - рост ВВП, Линия - текущий счет.

Инфляция (%) и ВВП на душу (USD)

Левая ось – %, правая – USD.
Показатель 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030
Реальный рост ВВП, % -2.64.13.25.14.84.94.33.82.63.13.1
ВВП на душу, USD 9121.6410373.811484.413157.614149.11476815808.716898.61782418800.219890.5
Инфляция, % 6.881514.58.79.99.49.27.45.75
Текущий счёт, % ВВП -6.5-1.42.9-3.6-1.3-3.6-3.7-3.5-3.4-3.2-3
Источник: Международный валютный фонд (МВФ), World Economic Outlook 2025 (апрель).

Казахстанская экономика опирается на значительные запасы углеводородов и урана, что обеспечивает стране статус крупнейшей экономики региона. Однако чрезмерная зависимость от экспорта нефти делает систему уязвимой к колебаниям мировых цен. Доля нефтяного сектора в ВВП остается критической, а недостаточный прогресс в диверсификации препятствует созданию устойчивой базы роста. Падение цен на сырьевые товары или снижение спроса в Европе и Китае могут существенно ослабить бюджетные возможности государства.

Дополнительный фактор риска – уязвимость банковского сектора. Несмотря на определенные улучшения на фоне роста доверия к тенге, снижения доллоризации, улучшения прозрачности и инфраструктуры операций, риски все еще остаются. Все это делает экономику подверженной валютным шокам и кризисам доверия. Ограниченная прозрачность государственных закупок и высокая коррупционная нагрузка, косвенно нивелирующая Закон «О государственных закупках», также подрывают доверие инвесторов и создают барьеры для устойчивого развития.

Внешнеэкономическая стратегия Казахстана связана с использованием своего транзитного положения в рамках «Среднего коридора» и участия в китайской инициативе «Один пояс, один путь». Эти проекты открывают возможности для притока инвестиций, но одновременно повышают зависимость от политических решений внешних игроков. Любые изменения в мировой конъюнктуре или рост геоэкономической конкуренции могут негативно сказаться на реализуемых проектах и на доходности национальной экономики.

Важным долгосрочным вызовом остается риск новых санкционных ограничений против России. Казахстан, будучи связанным с российской инфраструктурой и рынками, может оказаться под давлением вторичных санкций, что ограничит экспортные маршруты и инвестиционное сотрудничество. В сумме это формирует хрупкий баланс: сильная ресурсная база и выгодное географическое положение одновременно служат источниками устойчивости и уязвимости экономики.

Геополитика - профиль рисков

Россия и санкционные периметры
Многовекторность при высокой инфраструктурной и энергетической связке с РФ. Риски: вторичные санкции, перебои на участке КТК, проблемы с экспортным контролем. Для бизнеса это угрозы срыва поставок, каскадных задержек и допзатрат на комплаенс.
Китай и BRI
КНР – ключевой партнёр в промышленности, логистике и по «Срединному коридору». Несмотря на капитальные вложения и доступ к оборудованию, нарастание финансовой и технологической зависимости, требования к локализации и контроль США/ЕС над критическими компонентами создают риски попадания проектов под кросс-санкции и экспортные ограничения.
Европа, Ближний Восток
Одновременная важность ЕС, Турции, Катара и других стран для Казахстана (критические минералы, зелёные технологии, длинные деньги в энергетику и инфраструктуру. Турция – транспортный узел и тюрские форматы кооперации) создает риски из-за конкуренции повесток, условий доступа к рынкам, требований к прозрачности и госзакупкам.
Афганистан и южный периметр
Расширение торговли и транзита через юг идёт в условиях хрупкой безопасности. Созадваемые риски (эпизодическая нестабильность на границах, наркотрафик и экстремизм, водные споры между странами Центральной Азии) могут приводить к перебоям в логистике, росту страховых премий и издержек поставок.

Казахстан удерживает многовекторный курс между Россией, Китаем и коллективным Западом, превращая географию в инструмент диверсификации. Усиление внимания США и Великобритании к региону, сближение с ЕС, а также расширение форматов с Турцией повышают внешние опции, но одновременно увеличивают число конкурирующих требований к политике, транспарентности и безопасности.

Инфраструктурная и энергетическая связка с РФ остается глубокой: экспорт нефти в значительной части опирается на Каспийский трубопроводный консорциум. Хотя недавние события, когда объекты КТК подвергались ударам ВСУ, показали определенную уязвимость этого маршрута. В приоритете казахских властей в среднесрочной перспективе будут попытки снижения односторонней зависимости без разрушения действующих потоков.

КНР выступает ключевым инвестором в логистику и промышленность. «Срединный коридор» усиливает роль Казахстана как транзитного узла, однако расширение участия Китая влечет рост технологической и финансовой зависимости и повышает чувствительность к экспортному контролю со стороны США и ЕС.

Транскаспийский маршрут создает альтернативу логистике через РФ и путям через Красное море, сокращая плечо и риски. Совместные схемы с Азербайджаном и Грузией, а также мультимодальные решения укрепляют позицию Казахстана в евразийской торговле. Узкое место – пропускная способность, стыковки и нормативная синхронизация на всем пути.

Европа, США и Великобритания

Расширение политического диалога и сделок по «зеленой» и критической повестке, редким металлам и урану увеличивает инвестиционные возможности Казахстана, а Соглашение с Лондоном и активизация формата «С5+1» создают новые каналы кооперации. Тем не менее, есть и риски –усиленные требования к корпоративному управлению, комплаенсу и прозрачности цепочек поставок, а также попытки давления Запада на власти страны с требованиями изменить отношение к России и Китаю.

Турция и Организация тюркских государств

Анкара – ключевой партнер в логистике, индустрии и оборонном сотрудничестве. Проекты по локализации производства БПЛА и расширению кооперации внутри ОТГ добавляют автономности, но в то же время требуют аккуратного баланса с обязательствами Казахстана в ЕАЭС, ОДКБ и ШОС.

Южный периметр: Афганистан и транзит

Углубление торговли и маршрутов через Афганистан и Пакистан открывает кратчайшие выходы к морю и рынкам Южной Азии. Риски – хрупкая безопасность, экстремизм и наркотрафик, что отражается на страховых премиях, стоимости логистики и надежности графиков поставок.

Энергетические маршруты: диверсификация экспорта нефти

Помимо КТК, растут поставки через Каспий в Азербайджан с дальнейшей прокачкой по Баку-Тбилиси-Джейхан, а также обсуждается наращивание танкерного флота и сервисов. Потенциал направления велик, но потребует времени, капитала и технологической стандартизации, и в среднесрочном горизонте не заменит полностью транзит через РФ.

В итоге геополитическая стратегия Казахстана – управляемая диверсификация: расширение маршрутов, источников капитала и партнерств при сохранении работоспособности базовой инфраструктуры. Ключ к устойчивости в данном случае лежит в синхронизации логистики, комплаенсе на перекрестке санкционных режимов и прагматичном распределение рисков между РФ, КНР, Западом и тюркским контуром. В то же время текущая международная обстановка сама по себе представляет главный риск – противостояние ключевых держав и крупнейших союзов подразумевает, что рано или поздно Казахстану придется делать выбор, который в любом случае будет подразумевать потери и новые риски.

Инвестиционные и инфраструктурные драйверы 2025-2029

Энергетика и АЭС
Принято решение о строительстве трех АЭС. Первая мощностью 2,0–2,8 ГВт. будет строиться Росатомом, вторая и третья - КНР. Параллельно обновляются электростанции и сети, чтобы выдерживать растущий спрос.
Транспорт и логистика
Строятся и обновляются автомобильные и железные дороги, порты. Развивается «Срединный коридор» для сокращения зависимости от России.
ЦОД и связь
Казахстан стремится стать хабом Центральной Азии и создает цифровую инфраструктуру и дата-центры, ускоряя рост облачных сервисов и кибербезопасности.
Вода и гидроузлы
Совместные проекты с международными банками развития. Строятся и модернизируются гидрообъекты и системы водоснабжения для адаптации к климатическим рискам и паводкам.

 

Сценарии на 2-4 года

Базовый сценарий
Вероятность: Высокая

Политика

  • Администрация Токаева удерживает стабильность и продолжает умеренные реформы. На горизонте десятилетия ключевой темой становится подготовка преемственности власти по мере старения действующего президента.
  • Казахстан сохраняет осторожный баланс между Россией, Китаем и Западом, при этом укрепляет экономические связи с Китаем. Балансировка остается краеугольным принципом, без резких переориентировок.
  • Экономическая ситуация будет относительно стабильной, несмотря на существующие риски и валютную волатильность.

Риски

  • Проблемы в социалной сфере, которые могут нарушить стабильность ситуации в стране.
  • Балансирование между противостоящими друг другу центрами силы на международной арене может ограничивать пространство для маневра властей Казахстана несмотря на кажущиеся возможности в краткосрочном периоде.
  • Неопределенность в вопросе потенциального приемника вызывает опасения о стабильности страны после следующего выборного цикла (в контексте все еще сохраняющейся клановой системы в стране), а также порождает риски возможной смены курса новых властей как во внутренней, так и во внешней политике.

Триггеры пессимистичного сдвига

Сбой КТК ≥15д Резкий FX-шок Мегапаводки/ЧС Двузначная инфляция Вторичные санкции Масштабные протесты ЕС-регуляторика Элитарный конфликт

Оптимистичный сценарий

Вероятность: Средняя
  • Глубокие институциональные изменения повышают прозрачность и снижают коррупцию. Это улучшает деловой климат и приток инвестиций, ускоряя экономический рост.
  • Экономические и дипломатические связи расширяются с ключевыми партнерами при сохранении балансирующей стратегии между крупными державами. Казахстан выигрывает от диверсификации внешних опор.
  • Стабильная политическая среда сглаживает традиционные угрозы – от исламистского экстремизма и приграничных трений до внешнего давления. Вероятность крупных потрясений падает.

Пессимистичный сценарий

Вероятность: Низко-средняя
  • Реформы буксуют. Растут протестные настроения и вероятность турбулентности, в том числе на фоне неопределенности с преемственностью власти. Возможны силовые ответы, что усугубляет разрыв доверия.
  • Обострение геополитической среды повышает издержки балансирования и осложняет отношения с ключевыми партнерами, что транслируется в экономические сбои.
  • Усиливаются угрозы от исламистской радикализации, приграничных споров и слабых управленческих реакций. Комбинация внутренних и внешних шоков подрывает стабильность.

В нашем фокусе

Мир 15.08.2025

Сможет ли Путин пройти испытание Аляской?

Вчера президент Трамп в своих публичных заявлениях подтвердил мой вывод о том, что он не …

Европа 20.06.2025

Северная Европа грозит войной

Сгоняемые Лондоном и Парижем в «коалицию желающих», как в стадо, европейские страны в бол…

Латинская Америка 05.06.2025

Нефти мало не бывает

Венесуэльцы в позапрошлые выходные выбирали лидеров местной власти не только в своих 23 п…

Мир 08.04.2025

Пол Крэг Робертс: «Зачем вообще нужны переговоры?»

— Несмотря на многочисленные заявления о том, что американо-российские переговоры продвиг…

От анализа к
стратегическому
преимуществу

Каждая из наших услуг — это инструмент для превращения геополитической неопределённости в вашу сильную сторону.

Готовы обсудить индивидуальные задачи и найти эффективное решение, которое станет основой для ваших взвешенных и защищённых стратегий развития.

Связаться с нами