Казахстан 2025-2029: стабильность, риски и сценарии
Сегодня Казахстан сохраняет внешнюю и внутреннюю стабильность, опираясь на сильную вертикаль власти и парламентское большинство. Оппозиция слаба, что снижает риск смены курса, но повышает вероятность ошибок в государственном управлении. Дополнительную стабильность режиму придает опора на Россию и членство в ОДКБ, что было продемонстрировано в январе 2022 года.
Внутренние риски сосредоточены в сфере социального неравенства, коррупции, угроз радикализма и этнической напряженности. Южные регионы подвержены религиозному экстремизму и криминалу, северные – уязвимы к внешнему влиянию через фактор русскоязычного населения. Экономическая модель зависит от экспорта углеводородов и ограниченной диверсификации. Попытки усилить транзитный потенциал и использовать «Срединный коридор» создают новые возможности, но влекут зависимость от внешних игроков и санкционных рисков.
Геополитическая стратегия строится на многовекторности: сохранение связей с Россией и Китаем сочетается с расширением сотрудничества с США, ЕС, Великобританией и Турцией. Казахстан продвигает новые маршруты экспорта и логистики, усиливает кооперацию в рамках ОТГ и развивает проекты с Афганистаном и Пакистаном. Это увеличивает пространство для маневра, но требует баланса между обязательствами и конкурирующими интересами крупных держав.
В совокупности Казахстан в настоящее время демонстрирует устойчивость, но его долгосрочная стабильность зависит от решения вопросов преемственности власти, диверсификации экономики и эффективного управления внутренними рисками.
Политическая стабильность
Несмотря на формальную стабильность власти в Казахстане в последние годы, важно подчеркнуть скрытые линии напряжения и потенциальные конфликты.
После кризиса января 2022 года президент Касым-Жомарт Токаев укрепил позиции, проведя кадровую чистку и дистанцировавшись от части наследия Назарбаева. Концепция «Новый Казахстан» стала инструментом для легитимации этих изменений, однако в реальности значительная часть старой элиты сохранила влияние. И хотя исполнительная власть и партия AMANAT, контролирующая парламент, обеспечивают президенту возможность без труда продвигать политические и экономические решения, внутренний скрытый раскол все равно существует и может вскрыться в определенных обстоятельствах. Особенно на исполнительском уровне.
Вопрос кланов и преемственности власти остается чувствительным фактором. Несмотря на сокращение влияния окружения Назарбаева, многие его представители продолжают занимать ключевые посты. Ситуация осложняется возрастом Токаева, что ставит на повестку вопрос о его преемнике, кандидатура которого пока не просматривается.
С точки зрения безопасности ключевыми вызовами являются риск повторения массовых протестов, этнические противоречия и угроза радикального исламизма. Южные регионы, граничащие с Узбекистаном и Кыргызстаном, воспринимаются как наиболее уязвимые из-за социально-экономических проблем и активности религиозных движений. Казахстан, будучи участником ОДКБ, опирается на гарантии безопасности со стороны России, но одновременно развивает сотрудничество с Турцией, Китаем и Западом, чтобы снизить одностороннюю зависимость.
Таким образом, политическая стабильность Казахстана основана на жесткой вертикали власти, слабости оппозиции и контроле над силовыми структурами. Однако она подвержена долгосрочным рискам: клановой конкуренции, внешнему давлению и внутренним протестам. Власть демонстрирует способность оперативно реагировать на кризисы, но системная устойчивость остается условной, зависящей от баланса элит и эффективности государственного управления.
Внутриполитические риски
Внутренние риски для Казахстана складываются из нескольких взаимосвязанных факторов: политической преемственности, клановой конкуренции, социально-экономических вызовов, безопасности и структурных ограничений государственного управления. Эти элементы создают сложный фон, который может оказывать прямое влияние на устойчивость режима и инвестиционный климат.
Политические риски и преемственность
Плавный транзит власти в 2019 году укрепил легитимность нынешнего президента, но фактор возраста Токаева и отсутствие ясности о кандидатуре приемника формируют неопределенность в горизонте 5-10 лет. Возможное усиление фигур, связанных с кланом Назарбаева, способно спровоцировать борьбу элит. В совокупности это создает риск политической нестабильности в случае кризиса или смены власти.
Клановые и элитные конфликты
Несмотря на «чистку» после января 2022 года, старая элита сохранила позиции в ключевых институтах. Риторика «Нового Казахстана» носит во многом пропагандистский характер, так как значительная часть назначенцев Назарбаева продолжает влиять на политику. Это порождает двойственность: с одной стороны – консолидация власти, с другой – возможность внутренних столкновений в случае ухудшения социально-экономической ситуации или перераспределения ресурсов.
Социально-экономические риски
Казахстан сталкивается с хроническим неравенством доходов, коррупцией и ограниченными возможностями для политического участия. Эти факторы формируют недовольство населения, что особенно проявилось в январе 2022 года. Массовые протесты показали низкую устойчивость социальной модели и уязвимость государства к резкому изменению цен на энергоносители или продукты первой необходимости. Сильная зависимость от экспорта углеводородов и риски мировой конъюнктуры усилируют вероятность экономических потрясений.
Безопасность и радикализм
В южных регионах сохраняется угроза религиозного экстремизма, особенно в Шымкентской области, где присутствует этнически смешанное население и зафиксированы случаи вербовки в радикальные движения. Отдельным вызовом является «возврат» боевиков из зон конфликтов на Ближнем Востоке, что повышает риск терактов и подрыва внутренней стабильности. Наркотрафик и контрабанда из Афганистана усиливают криминальный компонент этих угроз.
Структурные проблемы управления
Ограниченный политический плюрализм, низкие показатели свободы прессы и высокий уровень коррупции создают системные препятствия для реформ. В условиях монополии AMANAT парламентская и общественная оппозиция не способны выполнять функцию сдержек и противовесов, что повышает вероятность ошибок в принятии решений. Для бизнеса это выражается в слабой предсказуемости и рисках внезапных изменений правил игры.
В сумме эти факторы определяют внутренние риски Казахстана: политическая преемственность без четкого механизма передачи власти, потенциальная клановая конкуренция, социальная уязвимость и угроза радикализма. Они не ставят под сомнение краткосрочную устойчивость системы, но формируют долгосрочные источники нестабильности, которые требуют постоянного контроля и адаптации политики.
Экономика
Рост ВВП (%) и Текущий счет (% от ВВП)
Инфляция (%) и ВВП на душу (USD)
| Показатель | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | 2026 | 2027 | 2028 | 2029 | 2030 |
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Реальный рост ВВП, % | -2.6 | 4.1 | 3.2 | 5.1 | 4.8 | 4.9 | 4.3 | 3.8 | 2.6 | 3.1 | 3.1 |
| ВВП на душу, USD | 9121.64 | 10373.8 | 11484.4 | 13157.6 | 14149.1 | 14768 | 15808.7 | 16898.6 | 17824 | 18800.2 | 19890.5 |
| Инфляция, % | 6.8 | 8 | 15 | 14.5 | 8.7 | 9.9 | 9.4 | 9.2 | 7.4 | 5.7 | 5 |
| Текущий счёт, % ВВП | -6.5 | -1.4 | 2.9 | -3.6 | -1.3 | -3.6 | -3.7 | -3.5 | -3.4 | -3.2 | -3 |
Казахстанская экономика опирается на значительные запасы углеводородов и урана, что обеспечивает стране статус крупнейшей экономики региона. Однако чрезмерная зависимость от экспорта нефти делает систему уязвимой к колебаниям мировых цен. Доля нефтяного сектора в ВВП остается критической, а недостаточный прогресс в диверсификации препятствует созданию устойчивой базы роста. Падение цен на сырьевые товары или снижение спроса в Европе и Китае могут существенно ослабить бюджетные возможности государства.
Дополнительный фактор риска – уязвимость банковского сектора. Несмотря на определенные улучшения на фоне роста доверия к тенге, снижения доллоризации, улучшения прозрачности и инфраструктуры операций, риски все еще остаются. Все это делает экономику подверженной валютным шокам и кризисам доверия. Ограниченная прозрачность государственных закупок и высокая коррупционная нагрузка, косвенно нивелирующая Закон «О государственных закупках», также подрывают доверие инвесторов и создают барьеры для устойчивого развития.
Внешнеэкономическая стратегия Казахстана связана с использованием своего транзитного положения в рамках «Среднего коридора» и участия в китайской инициативе «Один пояс, один путь». Эти проекты открывают возможности для притока инвестиций, но одновременно повышают зависимость от политических решений внешних игроков. Любые изменения в мировой конъюнктуре или рост геоэкономической конкуренции могут негативно сказаться на реализуемых проектах и на доходности национальной экономики.
Важным долгосрочным вызовом остается риск новых санкционных ограничений против России. Казахстан, будучи связанным с российской инфраструктурой и рынками, может оказаться под давлением вторичных санкций, что ограничит экспортные маршруты и инвестиционное сотрудничество. В сумме это формирует хрупкий баланс: сильная ресурсная база и выгодное географическое положение одновременно служат источниками устойчивости и уязвимости экономики.
Геополитика - профиль рисков
Казахстан удерживает многовекторный курс между Россией, Китаем и коллективным Западом, превращая географию в инструмент диверсификации. Усиление внимания США и Великобритании к региону, сближение с ЕС, а также расширение форматов с Турцией повышают внешние опции, но одновременно увеличивают число конкурирующих требований к политике, транспарентности и безопасности.
Инфраструктурная и энергетическая связка с РФ остается глубокой: экспорт нефти в значительной части опирается на Каспийский трубопроводный консорциум. Хотя недавние события, когда объекты КТК подвергались ударам ВСУ, показали определенную уязвимость этого маршрута. В приоритете казахских властей в среднесрочной перспективе будут попытки снижения односторонней зависимости без разрушения действующих потоков.
КНР выступает ключевым инвестором в логистику и промышленность. «Срединный коридор» усиливает роль Казахстана как транзитного узла, однако расширение участия Китая влечет рост технологической и финансовой зависимости и повышает чувствительность к экспортному контролю со стороны США и ЕС.
Транскаспийский маршрут создает альтернативу логистике через РФ и путям через Красное море, сокращая плечо и риски. Совместные схемы с Азербайджаном и Грузией, а также мультимодальные решения укрепляют позицию Казахстана в евразийской торговле. Узкое место – пропускная способность, стыковки и нормативная синхронизация на всем пути.
Европа, США и Великобритания
Расширение политического диалога и сделок по «зеленой» и критической повестке, редким металлам и урану увеличивает инвестиционные возможности Казахстана, а Соглашение с Лондоном и активизация формата «С5+1» создают новые каналы кооперации. Тем не менее, есть и риски –усиленные требования к корпоративному управлению, комплаенсу и прозрачности цепочек поставок, а также попытки давления Запада на власти страны с требованиями изменить отношение к России и Китаю.
Турция и Организация тюркских государств
Анкара – ключевой партнер в логистике, индустрии и оборонном сотрудничестве. Проекты по локализации производства БПЛА и расширению кооперации внутри ОТГ добавляют автономности, но в то же время требуют аккуратного баланса с обязательствами Казахстана в ЕАЭС, ОДКБ и ШОС.
Южный периметр: Афганистан и транзит
Углубление торговли и маршрутов через Афганистан и Пакистан открывает кратчайшие выходы к морю и рынкам Южной Азии. Риски – хрупкая безопасность, экстремизм и наркотрафик, что отражается на страховых премиях, стоимости логистики и надежности графиков поставок.
Энергетические маршруты: диверсификация экспорта нефти
Помимо КТК, растут поставки через Каспий в Азербайджан с дальнейшей прокачкой по Баку-Тбилиси-Джейхан, а также обсуждается наращивание танкерного флота и сервисов. Потенциал направления велик, но потребует времени, капитала и технологической стандартизации, и в среднесрочном горизонте не заменит полностью транзит через РФ.
В итоге геополитическая стратегия Казахстана – управляемая диверсификация: расширение маршрутов, источников капитала и партнерств при сохранении работоспособности базовой инфраструктуры. Ключ к устойчивости в данном случае лежит в синхронизации логистики, комплаенсе на перекрестке санкционных режимов и прагматичном распределение рисков между РФ, КНР, Западом и тюркским контуром. В то же время текущая международная обстановка сама по себе представляет главный риск – противостояние ключевых держав и крупнейших союзов подразумевает, что рано или поздно Казахстану придется делать выбор, который в любом случае будет подразумевать потери и новые риски.
Инвестиционные и инфраструктурные драйверы 2025-2029
Сценарии на 2-4 года
Политика
- Администрация Токаева удерживает стабильность и продолжает умеренные реформы. На горизонте десятилетия ключевой темой становится подготовка преемственности власти по мере старения действующего президента.
- Казахстан сохраняет осторожный баланс между Россией, Китаем и Западом, при этом укрепляет экономические связи с Китаем. Балансировка остается краеугольным принципом, без резких переориентировок.
- Экономическая ситуация будет относительно стабильной, несмотря на существующие риски и валютную волатильность.
Риски
- Проблемы в социалной сфере, которые могут нарушить стабильность ситуации в стране.
- Балансирование между противостоящими друг другу центрами силы на международной арене может ограничивать пространство для маневра властей Казахстана несмотря на кажущиеся возможности в краткосрочном периоде.
- Неопределенность в вопросе потенциального приемника вызывает опасения о стабильности страны после следующего выборного цикла (в контексте все еще сохраняющейся клановой системы в стране), а также порождает риски возможной смены курса новых властей как во внутренней, так и во внешней политике.
Триггеры пессимистичного сдвига
Оптимистичный сценарий
- Глубокие институциональные изменения повышают прозрачность и снижают коррупцию. Это улучшает деловой климат и приток инвестиций, ускоряя экономический рост.
- Экономические и дипломатические связи расширяются с ключевыми партнерами при сохранении балансирующей стратегии между крупными державами. Казахстан выигрывает от диверсификации внешних опор.
- Стабильная политическая среда сглаживает традиционные угрозы – от исламистского экстремизма и приграничных трений до внешнего давления. Вероятность крупных потрясений падает.
Пессимистичный сценарий
- Реформы буксуют. Растут протестные настроения и вероятность турбулентности, в том числе на фоне неопределенности с преемственностью власти. Возможны силовые ответы, что усугубляет разрыв доверия.
- Обострение геополитической среды повышает издержки балансирования и осложняет отношения с ключевыми партнерами, что транслируется в экономические сбои.
- Усиливаются угрозы от исламистской радикализации, приграничных споров и слабых управленческих реакций. Комбинация внутренних и внешних шоков подрывает стабильность.