Телекоммуникационный рынок Латинской Америки

Современная трансформация телекоммуникаций сопровождается распространением 5G (сверхбыстрая мобильная связь, интернет вещей), виртуализацией сетей, конвергенцией услуг (объединение телефонной связи, телевидения и интернета в единые пакеты) и ростом спроса на облачные сервисы, например, видеоконференции.

Так, наибольшее значение приобретают услуги связи (мобильная и фиксированная телефония, широкополосный и мобильный интернет — 4G и 5G, IP-телефония, облачные сервисы, телевидение), инфраструктура и оборудование (телекоммуникационные сети — оптоволокно, радиоволны, спутники, оборудование для передачи данных, дата-центры и облачные платформы), операторы и провайдеры, а также государственное регулирование.

Output
Источник: GSMA Intelligence

Телекоммуникационный сектор в латиноамериканских странах динамично развивается, играя ключевую роль в цифровизации, а также привлекая инвестиции и зарубежный бизнес. В 2024 году мобильные технологии и услуги принесли экономике региона 550 млрд долл., что эквивалентно 8,2% совокупного ВВП. Средний объем трафика данных на одно мобильное соединение в месяц в Латинской Америке в 2024 году достиг показателя в девять ГБ по сравнению с двумя ГБ в 2019 году. Значимость этой сферы обусловлена также социально-экономическим фактором — мобильная экосистема Латинской Америки обеспечивает два млн рабочих мест.

12csdc3
Источник: GSMA Intelligence

Важную роль играют национальные программы цифровой трансформации, нацеленные на внешнеэкономическую диверсификацию и формирование или укрепление технологического суверенитета отдельных стран. Как государственные, так и частные инвестиционные потоки направлены преимущественно в центры обработки данных, подводные и наземные кабели большой протяженности, оптоволоконные сети и платформы беспроводной широкополосной связи на базе 5G. На сегодняшний день более 30 операторов в 13 странах запустили коммерческие услуги 5G, а еще 18 объявили о планах развертывания в ближайшие годы. Также особенно заметны инвестиции в оптоволокно, так как мобильный интернет перегружен, а модернизация цифровых абонентских линий невыгодна для операторов. В свою очередь, конвергенция услуг распространяется — операторы вкладывают средства в пакетные услуги, — хотя на текущий момент они не окупаются.

Примечание: К развитым странам Азиатско-Тихоокеанского региона отнесены Австралия, Япония, Новая Зеландия, Сингапур и Южная Корея. Источник: GSMA Intelligence

Коммерциализация сетей 5G позволяет операторам инвестировать в столь необходимую инфраструктуру. Например, в последние годы WOM Colombia вложила 1,2 млрд долларов в модернизацию колумбийской инфраструктуры. При этом на сегодняшний день потенциал корпоративных 5G-решений не раскрыт. Кроме того, даже в условиях инфляции рынки мобильной связи в Латинской Америке остаются достаточно устойчивыми — вызванный пандемией COVID-19 повышенный спрос на цифровые технологии способствует более широкому использованию мобильных данных.

Несмотря на позитивную динамику, ключевыми проблемами остаются:

  • устаревшая инфраструктура оптоволоконной и 5G-связи (ее обновление находится на начальных этапах);

  • инфляция и валютное давление, оказывающие негативное воздействие на финансовые рынки;

  • риски нарушения цепочек поставок и роста операционных расходов, вызванные тарифной политикой администрации Д. Трампа.

В результате инфляции компании сталкиваются с высокими требованиями к капиталу и снижением среднего дохода с одного пользователя (APRU). Также отмечается дефицит спектра — нехватки свободных частот для мобильной связи, что негативно влияет на ее качество и скорость интернета. В настоящее время государственные регуляторы ряда стран региона возобновляют давно отложенные аукционы на использование частот для стандарта 4G/5G в надежде, что операторы будут готовы расходовать более крупные суммы.

Среди прочего, увеличиваются суммы долгового бремени лидеров рынка, что усугубляется растущей процентной ставкой. Показательно, что крупнейшая испанская телекоммуникационная компания Telefónica продает свои подразделения в Латинской Америке, включая аргентинское, уругвайское и мексиканское в силу их неэффективности с целью сфокусироваться на более крупных европейских и бразильском рынках. Но существует и положительный опыт: крупная на национальном рынке колумбийская компания WOM Colombia инициировала процесс реорганизации бизнеса для управления долгами и повышения долгосрочной жизнеспособности в условиях жесткой конкуренции и капиталоемкости телекоммуникационного сектора. С учетом того, что для Колумбии характерны высокий уровень проникновения мобильной связи и развития IT-отрасли, это представляет собой пример грамотной стратегии поведения на сложном рынке.

Основываясь на этих тенденциях и сдерживающих факторах, Fitch Solutions прогнозирует умеренный рост цифровой инфраструктуры благодаря заметному притоку инвестиций. В девятилетней перспективе предполагается:

  • К 2034 году на долю 5G будет приходиться примерно 53% мобильных подключений в регионе, 4G — около 46%, т.е. эти технологии охватят около 99% рынка мобильной связи. Хотя сейчас рынок сосредоточен на 4G;

  • Общее число абонентов широкополосной связи вырастет с 142,3 млн в 2024 году до 194 млн к 2034 году (на 36,3%). В условиях ее распространенности привлечение новых «пользователей» оптоволокна будет затруднено;

  • Рынок мобильной связи вырастет с 801,2 млн абонентов в 2024 году до 920,7 млн к 2034 году (на 14,9%). Устойчивый рост будет обеспечиваться за счет крупнейших и наиболее развитых рынков — Бразилии, Мексики и Перу. При этом долговое бремя операторов угрожает прибыли от этих изменений;

  • Абонентская плата за мобильную широкополосную связь будет оставаться низкой, впоследствии чего ключевые корпорации не захотят вкладывать слишком значительные средства во внедрение 5G;

  • В соответствии с общемировым трендом проводная голосовая связь будет уступать мобильным платформам — беспроводные сети заменяют проводные. Так, ожидается сокращение пользователей до 66–68 млн к 2034 году. Однако в среднесрочной и долгосрочной перспективе возможности проводной связи могут проявиться в конвергентных сервисах, которые могут быть монетизированы благодаря включению приложений премиум-класса и приносить высокую прибыль операторам. Так, прогноз GSMA остается оптимистичен, утверждая, что прибыль операторов к 2030 году возрастет до 81 млрд долл. с 68 млрд долл. в 2024 году.

В краткосрочной перспективе ожидается, что торговая политика США и волатильность валютных курсов побудят операторов цифровой инфраструктуры применять больше стратегий хеджирования для смягчения последствий колебаний экономической политики. Несмотря на то, что латиноамериканские страны (кроме Мексики) понесли наименьшие потери в связи с наложением пошлин, тарифные войны имеют глобальный эффект, отражаясь на устойчивости доллара и цепочек поставок. Непредсказуемость рынка в этих условиях стимулирует бизнес искать пути минимизации рисков.

Возвращаясь к уходу компании Telefónica, следует обратить внимание на позиции крупного бизнеса и их изменения. Предположение о покупке части компании мексиканским гигантом América Móvil, который еще в 2019 году приобрел гватемальское и сальвадорское подразделения, указывает на укрепление его роли на латиноамериканском рынке. С другой стороны, глобальные акторы не уходят из региона, а фактически лишь сменяют друг друга — Telefónica объявила о намерении продать контрольный пакет акций колумбийского подразделения люксембургской Millicom, во главе которой стоит французский миллиардер.

При этом помимо трех перечисленных лидеров рынка, на него постепенно заходят американские и китайские конкуренты — AT&T (США), которая разворачивает корпоративные 5G-решения в Мексике и фокусируется на премиум-сегменте; Liberty Latin America (США), обеспечивающая кабельный интернет и мобильную связь; Huawei (Китай), который не относится к числу операторов, но активно строит цифровую инфраструктуру.

Так, китайская компания-мировой лидер в индустрии 5G в 2021 году открыла в Сан-Паулу (Бразилия) первый в Латинской Америке инновационный центр 5G; построила шесть из семи сетей 4G в Бразилии и 55% в Мексике; девять центров обработки данных в регионе (по два в Бразилии, Чили, Мексике и Перу и один в Аргентине) и т.д. Неудивительно, что в условиях многолетнего санкционного и политического давления на Huawei со стороны Вашингтона, Коста-Рика отказалась от китайских технологий, а Чили и Мексика ограничили их внедрение (последняя на севере страны). Тем не менее, большинство государств региона выбирают стратегию диверсификации, тем самым снижая технологическую зависимость от одного актора и обеспечивая формирование цифрового суверенитета.

Следовательно, сложилась ситуация, когда китайские операторы не принимают участие на латиноамериканском рынке, но оказывают влияние через контроль критически важной инфраструктуры. Доступ операторам закрыт в силу ряда причин: во многих странах региона законодательство требует, чтобы 60% или более активов операторов принадлежали местным или американским/европейским компаниям, а América Móvil и Telefónica контролируют крупнейшую долю рынка. Кроме того, КНР все же больше свойственен экспорт товаров, а не услуг.

Существует ли возможность для российских компаний зайти на латиноамериканский рынок телекоммуникаций в таких условиях? С учетом благоприятного климата, основанного на позитивной динамике развития межгосударственных отношений и намерения государств диверсифицировать связи в этой области, хоть и осложненного санкционным давлением со стороны Запада, ответить можно скорее утвердительно. Жесткая конкуренция и занятые ниши, вероятнее всего, не позволят отечественным операторам начать работу в регионе, однако целесообразным представляется начать принимать участие в проектах по прокладке кабелей, внедрению технологических решений (возможно, совместно разработанных с местным бизнесом), инвестированию в телеком-активы. Кроме того, санкционные ограничения можно обойти посредством заключения отдельных контрактов с госсектором дружественных стран в тех случаях, когда бизнес уязвим в связи риском попадания под вторичные санкции. Также российские компании традиционно сильны в сфере кибербезопасности, поэтому возможно увеличение продаж и расширение их географии в формате B2B для местного бизнеса для защиты телекоммуникаций — тем более, уже есть пример успешного опыта «Лаборатории Касперского».

В нашем фокусе

Мир 15.08.2025

Сможет ли Путин пройти испытание Аляской?

Вчера президент Трамп в своих публичных заявлениях подтвердил мой вывод о том, что он не …

Европа 20.06.2025

Северная Европа грозит войной

Сгоняемые Лондоном и Парижем в «коалицию желающих», как в стадо, европейские страны в бол…

Латинская Америка 05.06.2025

Нефти мало не бывает

Венесуэльцы в позапрошлые выходные выбирали лидеров местной власти не только в своих 23 п…

Мир 08.04.2025

Пол Крэг Робертс: «Зачем вообще нужны переговоры?»

— Несмотря на многочисленные заявления о том, что американо-российские переговоры продвиг…

От анализа к
стратегическому
преимуществу

Каждая из наших услуг — это инструмент для превращения геополитической неопределённости в вашу сильную сторону.

Готовы обсудить индивидуальные задачи и найти эффективное решение, которое станет основой для ваших взвешенных и защищённых стратегий развития.

Связаться с нами