Глава европейской дипломатии предлагает новый подход к отношениям с Россией.
Понятно, что ничего приятного от новых предложений Жозепа Боррелля ждать не следует. На рассмотрение глав министерств иностранных дел стран ЕС он представил в качестве предложения пакет идей, на которых будут строиться теперь отношения Евросоюза и России. Предыдущие принципы, воплощенные в жизнь предшественницей, Федерикой Могерини, решено объявить нежизнеспособными.
Их, собственно, было пять – реализация Минских соглашений, программа Восточного партнерства, энергобезопасность ЕС, сотрудничество с РФ в международной сфере и поддержка гражданского общества. Но после 24 февраля осталось три принципа – изоляция России, поддержка Украины и минимизация, насколько это возможно, последствий боевых действий.
В середине ноября Боррелль запустил таким образом новую дискуссию. Главный принцип построения отношений: «изолировать Россию на международной арене, разработать и запустить запретительные меры, которые бы делали ведение боевых действий максимально невозможными, и при этом разработать механизмы, не позволяющие эти меры обходить», – пишет издание брюссельского аналитического центра EURACTIV.
Иными словами, придется детальным образом проанализировать восемь предыдущих санкционных траншей и понять, где были упущения. Сейчас некоторые брюссельские аналитики склоняются к тому, что девятого вала может даже и не стоит объявлять, а сосредоточиться на более жестких мерах.
Следующее серьезное предложение в пакете Боррелля – «призвать к ответу авторов и соучастников нарушений норм международного права и военных преступлений». Эта тема всплывает давно и постоянно, и Международный уголовный суд в Гааге уже приступил к расследованиям. Но Россия хоть и подписала Женевскую конвенцию, но никогда не входила в состав МУС, а его Римский статут не ратифицировала. Более того, в 2016 году Россия и вовсе уведомила ООН об отказе от участия в конвенции.
Далее. Главам европейских дипломатий предлагается продумать, как «поддержать соседей ЕС в том, что касается политики расширения». Десять лет на этом направлении не происходило ничего, а в геополитике случилось многое. Пришло время осознать, считают в Брюсселе, что Евросоюзу, а это в его же стратегических интересах, просто необходимо именно стабильное окружение, а не просто обсуждение, кто же станет следующим членом ЕС.
В проекте Боррелля прямо говорится о «мировом противостоянии последствиям» конфликта на Украине. «Россия, – говорится в нем, – использует продовольствие в качестве оружия и она спровоцировала начало международного продовольственного кризиса».
И поэтому новый комплекс принципов отношений ЕС и России предусматривает «усилить устойчивость Союза в том числе и в сферах энергетической безопасности и безопасности критических инфраструктур, противостоять кибер- и гибридным атакам со стороны России и манипуляциям на информационном пространстве».
«Российско-украинский конфликт выявил, что Евросоюзу надо без промедлений начать разработку новых принципов безопасности и общей обороны», – говорится в документе. В последнее время Европа не так уж часто перетряхивала принципы своей обороны. Сейчас время пришло. В распоряжении EURACTIV оказался еще один документ – проект новой оборонной стратегии ЕС. Там много интересного.
Например, предлагается уже перестать наконец отводить глаза, когда речь заходит о поставках летального оружия третьим странам. Ну есть такое. Существует даже «Европейская структура поддержания мира», FEP – Facilité européenne pour la paix. В переводе с новояза – фонд поставки военных технологий.
В документе Боррелля говорится о «необходимости тесно сотрудничать с партнерами во всем мире и союзниками по НАТО, чтобы поддерживать и усиливать порядок, основанный на международных нормах». Проект Боррелля подчеркивает, что понятия «сфер влияния» вообще не имеют места в диалектике 21 века и не могут быть составной частью будущей схемы европейской безопасности.
Внутренние ЕСовские договоры и правила запрещают финансировать из своего бюджета военные операции и даже те действия, которые признаны оборонными. Но ведь не зря же придуман FEP. Теперь у этой структуры есть бюджет в 5 миллиардов евро и она может поставлять все что угодно и куда угодно. Как в свое время программа ленд-лиза позволяла президенту США отправлять оружие и объекты двойного назначения в третьи страны без разрешения Конгресса.
Эта история, конечно, будет стоить дополнительных денег, но в ЕС не сомневаются, что средства найдутся. Новая версия проекта военной политики предусматривает, «что расходовать средства на оборону надо больше и качественнее», – следует из документов EURACTIV. Там, кстати, есть смелые предложения.
Например, отменить при расчётах между странами-членами ЕС НДС на вооружение, произведенное в Европе. А это приблизительно 18-21 процентов от стоимости продукции. То есть закупки вооружения подешевеют на пятую часть. Или вот: в Европе отличная гражданская транспортная инфраструктура – поездка внутри ЕС занимает пару часов. Так почему бы не использовать ее в том числе и в военных целях при переброске военных грузов. Эту задачу предполагается решить к 2025 году.