Танкер, вода и газовые трубы

Риши Сунак выстраивает новую международную систему снабжения газом.

Вначале было SoS, «Security of Supply», система, позволяющая обезопасить страны ЕС от провала в поставках энергии и всяких неприятных блэкаутов. Но теперь Великобритания оказалась в ситуации, когда после выхода из Евросоюза она формально не может воспользоваться этой сетью. А надо.

На 44 процента Британия обеспечивает себя своим собственным газом. Остальное приобреталось у Германии, Австрии и Греции. Меньше – у России. Но мало того, что международный газовый рынок потряхивает, у страны еще и объем газохранилищ один из самых скромных на континенте. А закупать надо, получается, половину от потребностей. Официальный представитель правительства заявил: «У Великобритании надежная и безопасная энергетическая система, способная обеспечить и бизнес, и домохозяйства при разных сценариях этой зимой».

И тем не менее правительство Сунака начало размышлять над возможными вариантами – как заместить чем-либо существовавшую европейскую систему SoS. Речь идет об обмене газом с неким партнером в случае, если у кого-нибудь вдруг случился непредвиденный скачек потребления.

И тут со встречным предложением выступила Германия. Там много энергоемких производств и газа в текущее непредсказуемое время может понадобиться сверх предусмотренного, хотя сейчас хранилища заполнены на 99,4 процента. У Германии в рамках SoS подписаны соглашения об взаимовыручке с Австрией и Данией. А вот Бельгия, Нидерланды, Люксембург и Польша по разным причинам не хотят участвовать в двухсторонних обменах. Переговоры с нейтральной Швейцарией тоже застопорились.

Между Германией и Британией нет прямого газопровода, и в свое время они обменивались топливом через Бельгию. «Географически Британия находится в очень выгодном положении – у нее повсюду выход к морю, а для поставок сжиженного газа это как раз то, что надо, – говорит бывший министр экологии земли Шлезвиг-Гольштейн Клаус Мюллер.  – Но события показывают, что не меньшее значение имеет инфраструктура. Чем сеть шире, тем проще эти поставки регулировать». Но в любом случае переговоры между Британией и Германией о создании двусторонней линии обмена газом уже идут. Тем более, по словам представителя министерства экономики и энергетики, здесь не действуют никакие внутренние ЕСовские ограничения и руки развязаны.

Британский премьер, вернувшись с экологического саммита, проходившего в Египте, заявил, что готов распространять идею такого партнерства и на другие страны Евросоюза. А официальный представитель правительства пояснил, что «мы особо хотели бы развивать сотрудничество с США, поскольку чувствуем, что там мы быстро найдем понимание».

Сунак уже готов объявить о новом «Партнерстве по энергетической безопасности», поскольку американо-британские переговоры находятся в финальной стадии. Более того, они велись еще между администрациями Байдена и Лиз Трасс и даже при личном общении, а объявление, по данным инсайдеров с Даунинг стрит, планировалось сделать 21 октября, но Трасс подала в отставку за день до этого.

Сейчас в Вашингтоне уточняются последние детали соглашения и предполагается, что мы узнаем о нем довольно скоро. Подробности его пока не известны, да и вряд ли руководители станут их раскрывать, но структура ясна. Соединенные Штаты к весне поставят в Великобританию 10 миллиардов кубометров сжиженного газа. При этом всему Евросоюзу планируется поставить 15 миллиардов кубов.

Энергетическая компания Национальная сеть вроде бы может выдохнуть. Она предупредила о возможных отключениях энергии в Англии с 16 до 19 часов в самые холодные дни наступающей зимы. Но пока непонятно, начнутся ли поставки именно зимой, то есть уже вот-вот. А в Британии газ используется в производстве 40 процентов электроэнергии и им отапливается 85 процентов домов.

Скорее всего, газ будет продавать не США, как государство, а американские частные компании. Сейчас его в основном закупает британская «Сентрика», владелица «Бритиш Гэс». В августе она подписала 7-миллиардный контракт с американской «Долфин Мидстрим», по которому будет закупать СПГ, начиная с 2026 года.

Сейчас газ поступает в Британию в основном по трубам через Норвегию, Бельгию и Нидерланды. А доля СПГ составляет 17 процентов. Его доставляют из Катара, США и раньше – из России. После подписания соглашения Великобритания станет, таким образом, одним из главных европейских хабов сжиженного газа. Ибо из ЕС британцы ушли, а трубы остались.

Скорее всего, этим обстоятельством воспользуются и другие европейские страны. Но решающими факторами станут цена и как раз гибкость в распределении. Тут Германия уже успела застолбить место. Показательно, что Британия параллельно ведет новые переговоры о поставках СПГ с Норвегией и Катаром, и в случае успеха это обстоятельство сможет сбить цену американского газа.

«Партнерство по энергетической безопасности» будет включать в себя не только поставки газа. Соглашение будет предусматривать развитие атомной энергетики, тут Британия надеется на помощь в создании малых модульных реакторов, – работу по повышению энергоэффективности, снижению потребления и инвестициям в новейшие технологии.