Бундесвер: бронированная Puma оказалась беззубой

Новый образец немецкой БМП – скорее навороченный и дорогущий «Мерседес», чем надежная и пригодная для современных боевых действий военная техника.

В бундесвере – опять громкий скандал, ставший достоянием общественности. Впрочем, сколько их еще, гласности не преданных?

foto

wikimedia.org

Еженедельник Der Spiegel сообщил, что у немецких военных возникли серьезные проблемы с эксплуатацией усовершенствованной модели боевой машины пехоты Puma. В распоряжении издания оказалось электронное письмо командующего 10-й бронетанковой дивизией генерал-майора Рупрехта фон Бутлера, адресованное командованию сухопутных войск и министерству обороны.

Генерал доложил, что после проведения учебных стрельб все 18 участвовавших в них БМП были полностью выведены из строя. При этом, по его утверждению, они «не подвергались чрезмерным нагрузкам». И добавил: эксплуатационная готовность БМП Puma «превращается в лотерею», что «особенно отягощает войска».

Предполагалось, что в начале следующего года эти машины должны были войти в состав Объединенной оперативной группы повышенной готовности, относящейся к силам быстрого реагирования НАТО (NATO Response Force, NRF). Между прочим, наступает очередь Германии командовать этим подразделением. Однако, чтобы отремонтировать вышедшие из строя БМП, потребуется не менее трех-четырех месяцев. Вероятно, ненадежную технику (от греха подальше!) придется заменить старой, но проверенной моделью Marder, находящейся в эксплуатации более 40 лет.

На самом деле было известно, что в ходе эксплуатации БМП Puma постоянно возникают неполадки, преимущественно – из-за сбоев в работе электроники. Но чтобы отказали разом все машины, задействованные в маневрах, такого ранее не случалось. Не зря журналисты успели окрестить Puma «БМП-неудачницей».

Это почти как у Попандопуло из «Свадьбы в Малиновке» про пулеметы: «Три штуки – ничего, а вот другие три штуки... Один заедает, другой, как сумасшедший, подпрыгивает. А третий, гад, в своих пуляет. А седьмой, я по секрету от пана атамана, выменял на эти вот штанишки».

В немецком варианте грохнулись все 18. В одной из БМП произошел пожар из-за возгорания кабеля в кабине. Две последние машины, остававшиеся было в рабочем состоянии, вышли из строя с повреждением башен после полутора часов стрельб.

В ФРГ есть такая конституционная норма. В мирное время главнокомандующим немецкой армией считается министр обороны. То есть – занимающая сейчас этот пост 57-летняя Кристина Ламбрехт (СДПГ), бывшая до этого федеральным министром по делам семьи, пожилых граждан, женщин и молодежи. Но в случае, не дай Бог!, войны командование переходит к канцлеру (статья 115b конституции Германии). Так что теоретически Олаф Шольц может стать главой ВС.

Возможно, именно поэтому Шольц пару дней назад горячо опроверг утверждения, что армия в нынешнем состоянии не способна защитить страну. Похоже, тогда его еще не проинформировали о беде с «Пумами».

«Бундесвер эффективен, он доказал это много раз, и любое другое заявление не будет справедливым по отношению к деятельности наших солдат», – заявил он.

Одновременно, правда, добавил, что с учетом взрывоопасной обстановки в мире в модернизацию вооруженных сил необходимо вкладывать больше средств.

На самом деле в проект Puma немецкие власти (еще при Меркель) вложились не хило. Минобороны заказало 405 бронемашин в июле 2009 года, планируя потратить на это около 3,1 миллиарда евро. Впоследствии их количество из-за удорожания сократилось до 350. Изначально предполагалось, что цена за единицу составит порядка 7,6 миллионов евро. Но в процессе производства она выросла до почти 9 миллионов евро. На БМП, как на елку, навешивали дополнительные «игрушки». Эти расходы, в том числе и в сфере электроники, сделали ее сопоставимой по оборудованию и комфорту, образно говоря, с «Мерседесом», а по цене – с основным танком. Первая бронемашина поступила в армию лишь в 2015-ом. Сейчас модернизированная Puma является самой дорогой бронемашиной в мире.

Немецкие оборонщики вообще утратили связь с реальностью. Они делают то, что вряд ли пригодится в боевых условиях. Причина в том, что нет реальной связи между армией, которая многие десятилетия не принимает участия в военных действиях, и ВПК.

Вот недавний пример. Литва взяла на себя обязательство безвозмездно отремонтировать на предприятии Lithuania Defense Services, созданном в июне этого года немецкими компаниями Rheinmetall и Krauss-Maffei Wegmann, 12 крутых самоходных гаубиц Panzerhaubitze (PzH) 2000. Из тех 14, что Берлин передал ВСУ. Уже отремонтированы и отправлены обратно четыре САУ. Доставлены очередные две. Чтобы привести технику в рабочее состояние, пришлось одну из них, по бедности, разобрать на запчасти.

Тот же еженедельник Der Spiegel сообщил, что у украинских военных возникли ожидаемые проблемы с подобной навороченной техникой. После применения в бою некоторые самоходки выдавали «сообщения об ошибках». В бундесвере предположили, что это связано с высоким темпом ведения огня, попытками стрелять по целям на слишком большом расстоянии, а также элементарной неподготовленностью боевых расчетов.

Нет сомнения, что в выходе из строя целых 18 новых машин, о чем просигналил генерал фон Бутлер, наверняка виноваты и неквалифицированные немецкие военные, то есть «человеческий фактор». Это следствие того, что в армию пришли после 1 июля 2011 года, когда был отменен обязательный призыв, контрактники-«рэмбо» с горой мускулов и минимальным количеством извилин в мозгах. Вот им-то и доверили сложную современную технику. Не удивительно, что все ломается.

При этом переход на профессиональную армию стоит Германии больших денег. Достаточно сказать, что рядовой (в зависимости от выслуги) получает в месяц от 1300 до 1600 евро, ефрейтор – 1600-1800 евро, лейтенант – 2000-2700 евро, генерал – более 10000 евро.

Сейчас в ФРГ все чаще раздаются голоса (в первую очередь – от оппозиционной ХДС) о необходимости возврата к всеобщей воинской повинности. Бундесверу нужны образованные солдаты-срочники, чтобы исправить сложившуюся ситуацию.

Кстати, совсем недавно Зеленский буквально требовал у Шольца передать Украине партию этих самых БМП Puma, считая «чудо-БМП» (за 9 европейских «лямов») чуть ли не панацеей от всех его бед. Вот случился бы облом, если бы эту технику славные украинские экс-трактористы получили и все же доставили на передовую. Но она дала сбой в первые же минуты боя...