Лидер КНР подтвердил готовность развивать с Россией тесные стратегические отношения.
Состоявшаяся 30 декабря беседа президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина была четвертой обстоятельной встречей лидеров двух стран в 2022 году, что само по себе говорит об уровне партнерства. Несколько раз они говорили по телефону. Такой интенсивностью контактов с китайским руководителем не может похвастаться ни одна другая страна.
Слухи об этих переговорах ходили давно, много было различных предположений и спекуляций, но и после того, как они состоялись, ситуация прояснилась не вполне. Общение происходило по закрытым каналам видеоконференцсвязи. По понятным причинам содержание раскрывается весьма ограниченно.
Ранее пресс-секретарь президента Дмитрий Песков крайне лапидарно очертил круг тем: двусторонние отношения, в том числе экономические. А также острые проблемы, которые волнуют Китай и Россию, в том числе конфликт на Украине. По завершении переговоров Дмитрий Песков заявил: «Президент выразил уверенность в том, что совместными усилиями получится вывести сотрудничество между странами на новый, еще более высокий уровень на благо российского и китайского народов, в интересах упрочения стабильности и безопасности на региональном и глобальном измерениях».
В начале встречи президент Путин в общем плане сказал, что она посвящена подведению итогов работы и планам дальнейшего развития российско-китайских отношений, а также обмену мнениями по наиболее острым международным вопросам. Отмечено, что «в условиях усиливающейся геополитической напряжённости возрастает значимость российско-китайского стратегического партнёрства как стабилизирующего фактора. Наши отношения достойно выдерживают все испытания, демонстрируют зрелость и устойчивость, продолжают динамично расширяться, являются наилучшими за всю историю, представляют собой образец сотрудничества крупных держав в XXI веке». Президент России отметил увеличение объемов торговли двух стран, укрепление военного и военно-технического сотрудничества восстановление гуманитарных обменов.
Китайский лидер в ответном слове все это подтвердил, выразив свое удовлетворение развитием многогранных отношений с Россией.
Активно циркулирует версия о том, что лидеры двух стран в закрытой части беседы обсудили также то, что содержалось в послании президента РФ, которое доставил в Пекин 21 декабря заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев. По словам Дмитрия Пескова, послание президента РФ председателю КНР касалось опять же двусторонних отношений, международной обстановки и партнерства между РФ и Китаем. Конкретики было мало. «Стороны сверили часы по ряду значимых вопросов международного характера, констатировав широкое совпадение подходов Москвы и Пекина к наиболее актуальным мировым проблемам, затронули тематику стратегической внешнеполитической координации, в том числе в рамках ООН и на других многосторонних площадках, включая ШОС, БРИКС и «группу двадцати». «Обсуждалась ситуация на постсоветском пространстве, включая украинский кризис», – сообщили в секретариате зампреда СБ РФ. Вряд ли случайно поездка Медведева совпала с вояжем президента Украины в США. «Пока Зеленский посещает Вашингтон, Путин отправляет подручного в Пекин. Кремль распространил новости о визите в Китай всего через пару часов после того, как была обнародована информация о поездке президента Украины в США», – подметило американское издание Politico.
Китайские СМИ рассказывали о переговорах лидера КНР не с зампредом СБ РФ, а с председателем партии «Единая Россия», который приехал в КНР по приглашению Центрального комитета Коммунистической партии Китая (КПК). Что вполне соответствовало действительности.
Дмитрий Медведев прибыл в Пекин именно как лидер правящей партии «Единая Россия» и его сопровождала партийная делегация, в состав которой входили, в частности, секретарь генсовета «Единой России», вице-спикер Совета Федерации РФ Андрей Турчак и руководитель фракции «Единой России» в Госдуме Владимир Васильев. И в этом смысле Дмитрий Медведев и Си Цзиньпин встречались на равных – как лидеры ведущих в своих странах политических сил.
Комментируя прошедшие переговоры, Дмитрий Медведев отметил, что среди прочего на них обсуждались и вопросы взаимодействия «между двумя правящими партиями» – КПК и «Единой Россией». Это тем более любопытно, поскольку лидерство в межпартийном сотрудничестве с соседом ранее вроде как принадлежало КПРФ. Но в последнее время здесь появился иной трек переговоров.
Получив послание, лидер КНР заявил, что Китай готов идти на сближение с Россией ради более справедливого глобального управления, и заверил: развитие китайско-российского партнерства является долгосрочным стратегическим выбором, сделанным обеими сторонами. Это дорогого стоит. Правда, с одной оговоркой. Китайская сторона с одной стороны дает понять, что хотела бы скорейшего прекращения военных действий на Украине, с другой – выражает понимание истоков конфликта и озабоченностей России в сфере обеспечения ее безопасности.
Близость взглядов президент Путин облек в такую формулу: «Мы с вами одинаково смотрим на причины, ход и логику происходящей трансформации глобального геополитического ландшафта, в условиях беспрецедентного давления и провокаций со стороны Запада отстаиваем принципиальные позиции и защищаем не только свои интересы, но и всех тех, кто выступает за подлинно демократичное мироустройство и право стран свободно определять свою судьбу».
Си Цзиньпин ответил утвердительно: «Перед лицом непростой и далеко не однозначной международной обстановки мы готовы наращивать с Россией стратегическое взаимодействие, предоставлять друг другу возможности развития, быть глобальными партнёрами на благо народов наших стран и в интересах стабильности во всём мире».
Итог таков. Очевидно, что все попытки Запада вбить клин между РФ и КНР, перетянуть Китай «на правильную сторону истории» потерпели провал. И на встрече лидер КНР еще раз подтвердил свою принципиальную позицию поддержки России. За истекший год Пекин ни разу не проголосовал за антироссийскую резолюцию в ООН. Внешнеполитические ведомства двух стран продолжают координировать политику двух стран на международной арене. Усилилось сотрудничество в рамках международных организаций – БРИКС, ШОС, а также сопряжение проектов «Один пояс – один путь» и евразийской интеграции.
Накануне министр иностранных дел КНР Ван И по телефону отчитал госсекретаря США Блинкена, который попытался поинтересоваться содержанием бесед председателя Си с Дмитрием Медведевым и делал намеки относительно китайско-российских отношений. И это несмотря на многочисленные предупреждения о том, что это не касается никого, кроме России и Китая, и даже США – глобальный контролер – здесь третий лишний.
Стратегическое партнерство России и Китая имеет и усиливающуюся военную составляющую. Как заявил 29 декабря официальный представитель Минобороны КНР Тань Кэфэй, прошедшие в декабре 2022 года на Дальнем Востоке китайско-российские военно-морские учения флотов двух стран «еще больше углубили всестороннее стратегическое сотрудничество между Китаем и Россией в новую эпоху». «Военно-морской флот обеих стран продемонстрировал решимость и способность Китая и России усиливать совместный ответ на угрозы безопасности на море, а также поддерживать мир и стабильность на международном и региональном уровнях», – отметил Тань Кэфэй. Он также подчеркнул, что учения «еще больше углубили всестороннее стратегическое сотрудничество между Китаем и Россией в новую эпоху». Это, кстати, уже 78-е совместные военные учения, которые участились после 2014 года.
То есть между Россией и Китаем – совершенно очевидный прогресс в отношениях, даже несмотря на военные действия на Украине. Наблюдается и довольно заметный рост товарооборота, который в этом году будет рекордным. Правда, этот рост, по-прежнему исчисляемый в долларах США, происходит частично по причине роста цен на энергоносители, а также за счет российского экспорта в Китай. Китайские поставки в Россию пока что оставляют желать лучшего, особенно по части высокотехнологичной продукции, в которой заинтересована Россия после ухода западных компаний и прекращения импорта из недружественных стран. Может быть, и об этом говорили руководители двух стран?
Тем не менее, товарооборот нынешнего года, видимо, составит не менее 180 млрд долларов. А, может быть, и больше. То есть второй год подряд наблюдается его увеличение на треть, и, судя по всему, задача, поставленная лидерами двух стран, – достичь отметки в 200 млрд долларов в 2024 году – будет успешно выполнена и даже перевыполнена.
Разворот на Восток состоялся вполне. Хотя в настоящий момент в развитии торговли есть и узкие места. В частности, проблемы с транспортировкой грузов, которые по словам посла КНР Чжан Ханьхуэя, возникают в том числе из-за бюрократических проволочек на китайской стороне. Иногда эти препоны можно снять лишь в ходе контактов на высшем уровне. Вероятно, эту тему также мог поднять президент России.
Конечно, нам еще далеко до США, которые торгуют с Китаем ежегодно на 750 млрд долларов. Но на волне ухудшения политических отношений, обоюдной критики и санкций рост объема китайско-американской торговли по итогам первых семи месяцев текущего года составил 9,5%, то есть темпы роста уступают российско-китайским, и есть тенденция к усилению этой динамики.
Но не стоит ли сделать шаг назад и посмотреть на ситуацию с некой исторической перспективы? «Прошло десять лет с тех пор, как Председатель Си Цзиньпин был избран Генеральным секретарем Центрального комитета Коммунистической партии Китая, а Президент Путин был переизбран Президентом России. За эти десять лет социализм с китайской спецификой вступил в новую эпоху, в новую эпоху также вступили китайско-российские отношения».
Очевидно, что сейчас мы можем подвести итоги десятилетия, за которое произошло радикальное сближение России и Китая и отход их от безраздельной ориентации двух стран на Запад. Стоит вспомнить и о том, что первой зарубежной страной, которую посетил Си Цзиньпин после вступления в должность председателя КНР, стала Россия (2013 год). В своем выступлении в Московском государственном институте международных отношений Си Цзиньпин впервые предложил миру концепцию «Сообщества единой судьбы человечества», презентовав план Китая, позволяющий справиться с переменами в мире. Это была, по сути, отправная точка изменения вектора внешней политики КНР.
За десятилетие председатель Си Цзиньпин и президент Путин провели около 40 обстоятельных встреч, а их контакты по телефону и по переписке превысили сотню. Частота, широта, глубина их взаимодействия уникальны для лидеров крупных держав. Это определило высокий уровень политического взаимного доверия, динамику стратегического взаимодействия, развитие отношений во всех сферах. Как результат, объем торговли между двумя странами удвоился с показателя $ 88,16 млрд в 2012 году.
У нас иногда прогнозируют, что уже в ближайшие годы Китай полностью разорвет свои отношения с США и переориентируется на Россию. Конечно же, делать это Китай не будет, им управляют прагматики, исходящие прежде всего из национальных интересов. Но Пекин будет объективно подталкивать внешняя политика США, общий ход развития глобальных процессов. Глубинные противоречия Китая с США при всей многогранности и глубине их отношений, будут возрастать, и это уже происходит. Санкционная война, политическое и военное давление на Китай заставляют Пекин пересматривать свои подходы в сфере внешней политики. Здесь надежное партнерство с Россией будет иметь для КНР все большее значение.
Трудно рассчитывать, что в ближайшие годы Россия сможет заменить США как одного из главных экономических партнеров Китая. Но тем не менее тенденция на лицо. Вместе с переориентацией на собственные силы, на взаимодействие со странами «Одного пути», Китай будет расширять торгово-экономические отношения с нашей страной. Тут вопрос даже больше в том, а что мы сможем, кроме углеводородов и сырья, предложить нашему соседу?
В ходе встречи 30 декабря достигнута договоренность о государственном визите председателя КНР в Россию, который должен состояться весной. «Это продемонстрирует всему миру прочность российско-китайской связи по ключевым вопросам, станет главным политическим событием года в двусторонних отношениях», – сказал по этому поводу президент России.
Можно добавить, что предстоящий визит откроет новое десятилетие углубления и расширения российско-китайского сотрудничества. Как говорят китайцы, отношений в «новую эпоху».