В Европе не хватает самых популярных медикаментов.
Все яйца были аккуратно сложены в одну корзину. Производство самых расхожих на Западе препаратов было перенесено в Китай. Но хватило пары эпидемий – и поставки лекарств прекратились. Прежде всего пострадали парацетамол и амоксициллин. Последний – полусинтетический антибиотик, который пользуется на Западе огромным спросом.
«Ситуация начала ухудшаться с начала 2022 года, – говорит президент французского профсоюза фармацевтов Пьер-Оливье Варио. – По сравнению с предыдущим годом рынок резко обрушился на 15 процентов и оказалось, что в стране не хватает 3 000 наименований лекарств. Сейчас положение не удается выправить в основном с парацетамолом и амоксициллином».
Фармацевтическая группа Евросоюза, PGEU, обнародовала такие данные: в 25 из 27 стран ЕС амоксициллина нет. Прежде всего страдают Франция, Италия, Испания и Португалия. Вне Евросоюза его нет в аптеках Великобритании, США и Австралии. Из 35 стран, где изучала ситуацию ВОЗ, дефицит наблюдается в 28.
К примеру, в начале зимы на Францию обрушилась эпидемия детского бронхиолита. Создалось впечатление, что речь идет не о Западной Европе, а о стране, название которой ты забыл выучить, готовясь к уроку географии. Не хватало мест в больницах и, главное, лекарств. Проблему пришлось решать на уровне Макрона.
Амоксициллин французские педиатры прописывают в 90 процентах случаев. И тут эпидемия бронхиолита. Национальное агентство лекарственных препаратов еще в ноябре просчитало, что до марта 2023 года лекарств не будет. Врачам предписано «выкручиваться кто как умеет», а именно, прописывать детям взрослые дозы, а родители должны сами рассчитывать дозировку в зависимости от веса и возраста ребенка.
Ошибка носит структурный характер, хотя давно на экспертном уровне она обсуждалась. Нельзя переносить в одну страну производство всего, иначе Китай, Индия или Пакистан будут держать в кулаке всю мировую экономику. В основном дебаты шли вокруг производства полупроводников, компьютерных чипов, оружия и боеприпасов. А про лекарства забыли.
«Базовые препараты, такие как парацетамол, Запад производит в Индии и Китае уже тридцать лет, – объясняет эксперт по азиатским вопросам французского Института политических наук Юбер Тестар. – Они не очень рентабельны, а для их производства требуются большие инвестиции, поэтому западные компании охотно отдают их на аутсорсинг в Азию. А Китай, напротив, зависит от Запада в производстве сложных лекарств от хронических заболеваний».
Получилось, что наполнение западных аптечных полок базовыми, самыми расхожими лекарствами, зависит от санитарных и даже геополитических кризисов. Достаточно было двух волн эпидемии ковида и система посыпалась. С 2000 года количество провалов в поставках лекарств во Франции возросло в 20 раз!
Дело в том, что в Китае проводится жесткая политика «нулевого показателя ковида». Следуя своим установкам, китайцы просто реквизировали фармацевтические заводы и перенаправили их работу на нужды внутреннего рынка. В провинции Шаньдун фабрика, производящая ибупрофен для французов, объявила, что производство «поставлено на паузу».
Как только китайское руководство решило ослабить ограничения по тотальной изоляции граждан, нагрузка на фабрику возросла кратно. Теперь она работает в три смены, станки не выключаются никогда. И всё до последней таблетки идет на внутренний рынок, хотя раньше эта фабрика приносила немалую прибыль именно за счет экспорта.
Крупнейшая государственная фармацевтическая группа «Синофарм» разработала план битвы с эпидемией, задействованы все филиалы, в сторону столицы движутся колонны фур с сотнями тысяч таблеток. Появилась информация о том, что Поднебесная стала даже частично закупать медикаменты и их компоненты за рубежом.
Мало того, что европейский фарм-рынок оказался в зависимости от волн пандемий в Китае, его трясет и от чисто санитарных проблем: люди стали чаще болеть. Медики отмечают, что количество антител падает из года в год. Нужно больше лекарств, а они все в Китае, который распоряжается их производством по собственному усмотрению.
Естественно, в ЕС схватились за голову и бросились восстанавливать собственное производство. Даже «Сандоз», крупнейший производитель дженериков антибиотиков, не может быстро восстановиться – при самом благоприятном раскладе на докризисный уровень производства он сможет выйти через шесть месяцев, не раньше. Его производительность тоже зависит от того, когда в Китае, видите ли, пройдет нынешний пик эпидемии. Новый завод по производству парацетамола строится во Франции, но первые таблетки появятся не раньше 2025 года.
Фармацевтическая группа Евросоюза предписывает теперь производителям продавать свои лекарства во всех странах ЕС. Удивительно, но раньше за эту лицензию, за право торговать в соседней стране, фармацевты боролись годами, а теперь это как бы происходит в приказном порядке. На случай кризиса предусмотрен механизм взаимного обмена медикаментами между странами.
Как с газом.