«Вонзать нож, обсуждая сотрудничество»

Так в Китае оценивают подход США к двусторонним отношениям.

В последний день ушедшего 2022 года госдепартамент США в своей традиционной менторской манере сообщил, что Америка обеспокоена продолжающимся сближением России и Китая на фоне специальной военной операции на Украине. «Пекин заявляет о нейтральности, но его поведение ясно показывает, что он по-прежнему инвестирует в развитие связей с РФ», – заявил официальный представитель госдепа.

По его словам, Соединенные Штаты и Европа предупредили Китай о возможных последствиях помощи России, а также содействия в обходе введенных Западом санкций. «Мы внимательно следим за деятельностью Пекина. Те, кто на стороне Москвы в этом [конфликте], неизбежно окажутся на неправильной стороне истории», – заявил представитель внешнеполитического ведомства.

Так в США отреагировали на прошедшие 30 декабря переговоры президента РФ и председателя КНР. Это заявление по сути отражает подход США к отношениям с КНР в наступившем году. Не в том смысле, что в центре этих отношений будет стоять вопрос о России, а в том смысле, что США намерены и впредь оказывать давление на Китай, поучать его, как себя вести в международных делах. Заявление госдепа содержит прямое вмешательство во внутренние дела КНР, в отношения суверенных государств. С одной стороны, в этом нет ничего экстраординарного, поскольку отражает принципиальный подход США к международным отношениям, в которых они видят себя непререкаемым авторитетом, устанавливающим правила, указывающим остальным, как себя вести и что делать. Но, с другой стороны, Китай уже не нуждается в подобных поучениях. И в этом суть противоречий, которые будут нарастать.

О своем несогласии с таким устройством мира Россия заявила открыто, начав специальную военную операцию. Что касается Китая, то он придерживается более гибкого подхода. Устами председателя КНР, министра иностранных дел и других официальных лиц Китай неоднократно заявлял, что не приемлет диктата в международных делах, отвергает вмешательство в отношения с третьими странами. Однако в Пекине все еще надеются на больший прагматизм американских элит в отношении Китая. Такой подход был ясно выражен в нескольких статьях в американских СМИ и целом ряде выступлений бывшего посла КНР в США Цин Гана, который завершил свою американскую командировку и приступил к обязанностям министра иностранных дел КНР. В частности, в статье для National Interest Цин Ган упирал на то, что китайцы и американцы как жители одного мира должны слушать друг друга и искать способ ладить «на основе взаимного уважения, мирного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества». Цин Ган также выразил надежду, что американский народ сделает правильный выбор, напомнив, что на XX съезде Коммунистической партии КНР было подтверждено, что Пекин привержен поддержанию мира во всем мире и «построению сообщества с общим будущим для человечества». «Взгляд на мир как на сообщество с общим будущим естественным образом ведет к реформам, открытости и взаимовыгодному сотрудничеству».

Однако такая концепция внешней политики не находит понимания в Вашингтоне, а потому она вряд ли жизнеспособна. США видит в Китае угрозу своему мировому господству и чуть ли не врага номер один.  «КНР – наш единственный конкурент, который намерен изменить международный порядок», – заявил в первые дни наступившего года заместитель госсекретаря США Ведант Патель, чем еще раз подтвердил принципиальные тезисы, закрепленные в Доктрине национальной безопасности США. По словам Пателя, для этой цели Китай наращивает свою экономическую, дипломатическую, военную и технологическую силу. И тем уже опасен и подлежит как минимум сдерживанию.

Официальный Вашингтон, конечно же, время от времени делает реверансы в сторону Пекина, призывая «вести себя в рамках», очерченных для Китая США. Но за умиротворяющими заявлениями официальных лиц США стоят действия, которые показывают, что в Вашингтоне намерены сделать все, чтобы замедлить развитие Китая и превращение его во второй центр силы, неподвластный США. 

Чем, как не прямым вмешательством в дела КНР, является продолжение линии на укрепление военных и экономических связей с Тайванем, островной провинцией Китая? Несмотря на прошлогодний конфликт в связи с поездкой спикера палаты представителей США Пелоси и предупреждения Пекина по этому поводу, на середину января наступившего года запланирован очередной вояж на Тайвань американских парламентариев. В бюджеты соответствующих ведомств США на текущий год заложены немалые средства на оказание военно-технической помощи острову. США готовят Тайвань на роль Украины, политически и морально поддерживая на острове сепаратистские силы и противодействуя тем, кто за мирное объединение с материком.

Скоординированной диверсией против Китая можно назвать информационную кампанию Запада по дискредитации усилий китайских властей по борьбе с ковидом. С подачи западных информагентств в медиапространство запущена «информация» о сотнях миллионах зараженных ковидом в Китае. Говорят и пишут о десятках новых случаев заражений ежедневно, о многочисленных смертях. Поскольку китайские власти перестали публиковать статистику, все это выглядит как выдумки и ни на чем не основанные домыслы. Основанием для них, как правило, служат личные наблюдения западных репортеров, находящихся в Китае, которые возводятся до уровня научных выводов.

США и западные страны активно предлагают свои вакцины от ковида Китаю – стране, больше всех в мире производящей такие вакцины и соответственно больше всех их экспортирующей. Науськиваемая США Всемирная организация здравоохранения взялась поучать власти Китая, как им бороться с болезнью. Хотя именно под руководством ВОЗ эта борьба с треском была провалена в США, где от ковида умерли как минимум 1,1 млн. США и западные страны ввели обязательное тестирование на коронавирус для въезжающих из КНР, дабы показать главный «эпицентр» заболевания. По этому поводу уже неоднократно высказывался китайский МИД, предостерегая от недружественных действий. Цель подобных упражнений понятна: дискредитировать власти КНР, посеять неуверенность в китайском обществе. 

О том, что такой подход США неприемлем, завил напрямую накануне Нового года госсекретарю Блинкену ныне уже бывший министр иностранных дел КНР, который вскоре станет куратором внешней политики КНР от Компартии, Ван И. «США не должны, желая диалога, заниматься сдерживанием, и вонзать нож, обсуждая сотрудничество», – образно обрисовал ситуацию в китайско-американских отношениях Ван И. Всё это «не разумная конкуренция, а необоснованное давление, не сдерживание разногласий, а обострение противоречий, фактически эти действия являются старомодным запугиванием». «Это не работало в отношении Китая в прошлом и не будет работать в будущем. Китай намерен и впредь решительно защищать свой суверенитет, безопасность и интересы развития». «Американская сторона должна обратить внимание на законные опасения Китая и прекратить сдерживать и подавлять развитие Китая, особенно следует прекратить постоянно бросать вызов красной линии Китая в манере «нарезки салями».

А чуть раньше, на совещании китайской дипломатии Ван И сформулировал главную проблему отношений с Вашингтоном. «Поскольку США упрямо продолжали воспринимать Китай в качестве своего главного конкурента и занимались вопиющим сдерживанием, подавлением и провокациями против Китая, китайско-американские отношения столкнулись с серьезными трудностями». Китай, по словам Ван И, в ответ предпринимал решительные действия, чтобы противостоять силовой политике и запугиванию». И если в подходе США ничего не изменится, 2023 год станет еще одним этапом углубления конфронтации КНР и США.