Но пасдаран

Европарламент может признать Корпус стражей исламской революции террористической организацией.

Группа депутатов Европарламента, причем внушительная, более 100 человек из 705, призвала признать иранский Корпус стражей исламской революции (Пасдаран) террористической организацией. Инициатива была озвучена ровно через 4 месяца после гибели в полицейском участке Махсы Амини и последовавшими за ней массовыми выступлениями, которые продолжаются до сих пор.

Иранская диаспора в Европе довольно мощная и накануне внесения инициативы в Европарламент манифестации в ее поддержку прошли не только в Страсбурге, перед зданием Европейского Парламента, но еще в 50 европейских городах.

Автор предложения – швед Алиреза Ахонди из партии Парити центр. Его поддержали 117 коллег-депутатов. «Присоединяйтесь к нам. У КСИР должно быть клеймо, – убеждал он европарламентариев – Простых санкций мало. Нам нужна резолюция».

Депутат имел в виду, что до сих пор Евросоюз не проявлял особой свирепости, налагая санкции на Иран: 9 ноября Европарламент разорвал отношения с Исламским консультативным советом – это однопалатный парламент страны, Меджлис, – мотивируя решение нарушением прав человека в этой Исламской Республике. Затем последовала серия санкций в отношении 150 лиц и организаций – например, против министра внутренних дел, разного уровня руководителей полиции, государственного телевидения и представителей власти провинций страны. Санкции включали заморозку авуаров и запрет въезда на территорию ЕС.

Уже 12 декабря, по мере развития манифестаций в Иране, ЕС осудил «неприемлемые репрессии в отношении демонстрантов и ситуацию с правами человека в стране в целом». За участие в манифестациях иранское правосудие приговорило к казни 18 человек. Четверо уже повешены, еще полсотни ожидают такой же участи.

Список санкций тогда был продолжен. Евросоюз запретил экспорт в Иран оборудования, которое может быть так или иначе использовано для любого рода репрессий. В декабре уже ООН попросила Иран покинуть Комиссию по положению женщин.

«Европарламент уже использовал все возможные юридические меры воздействия, – говорит Маджид Голпур, эксперт Свободного университета Брюсселя и консультант Европарламента. – Принятие такого документа, а положительный исход голосования не вызывает у меня никакого сомнения, позволит парламенту надавить на Европейский совет, а только он имеет право накладывать санкции. Ну и надо последить за резолюцией, которую обсудят на своём ближайшем заседании министры иностранных дел ЕС. Вопрос по КСИР значится у них в повестке дня». Иными словами, резолюция Европарламента запускает всю эту машину брюссельской бюрократии.

Европейские столицы в принципе тоже поддерживают эту идею. Не далее как 9 января министр иностранных дел ФРГ Анналена Бербок в своем Твиттере написала: «Занести Стражей исламской революции в список террористических организаций политически важно и несет в себе смысл». На следующий день ее французская коллега тоже не исключила такую идею, хотя Франция до сего времени воздерживалась от прямого навешивания всяческих ярлыков. «Франция работает со своими европейскими партнерами по вопросу новых санкций, не исключая при этом ничего», – заявил на брифинге представитель МИД.

За пределами Евросоюза, Великобритания в течение ближайших недель собирается принять схожие меры. Что же до США, то Пасдаран был объявлен ими террористической организацией еще в 2019 году по инициативе Дональда Трампа.

Европейский список террористических организаций насчитывает два десятка организаций, в том числе Аль-Каиду, ИГИЛ (признаны в РФ террористическими) и вооруженное крыло ливанской Хезболла, которое поддерживает Иран.

Если Европейский совет решит внести КСИР в список террористических организаций, «последствия будут огромными, – считает Маджид Голпур. – Это будет смена всей парадигмы со всех точек зрения. Европу это тут же приведет к принятию, причем быстрому, целой серии новых решений во всех сферах отношений – торговых, банковских, финансовых, передачи технологий, не говоря уже про то, что придется объявить конфискацию огромного количества средств».

С точки зрения европейского права любые контакты с этой организацией будут считаться противозаконными. «В краткосрочной перспективе, – продолжает эксперт, – изолированный КСИР ослабит свое влияния на мафиозные круги в Ираке, Ливане или Сирии, что приведет к общему ослаблению позиций и без того обескровленной Исламской Республики, поскольку Пасдаран контролирует порядка 70 процентов ее экономики».

По мнению экспертов, европейцам следует очень внимательно проанализировать и другие последствия грядущих санкций. «Иран, оказавшись в изоляции, может еще больше развернуться в сторону России в украинском конфликте», – считает Маджид Голпур. Не говоря уже о бесконечно буксующей идее возврата к переговорам об иранской ядерной программе и возвращению к договору от 2015 года.

Даже если после включения КСИР в список террористических организаций разразится многовекторный кризис – институционный, политический, экономический, финансовый и даже религиозный, то есть спровоцированный разными толкованиями ислама – он не решится никакими международными санкциями, – считают наблюдатели. Чтобы пал режим, как в 1979 году, необходимо, чтобы вентиль сорвало изнутри.