Зачем Блинкен едет в Пекин

В начале февраля ожидается официальный визит в КНР госсекретаря США Энтони Блинкена.

Американский гость проведет переговоры с вновь назначенным министром иностранных дел КНР Цинь Ганом, бывшим послом в США. Еще совсем недавно американские власти невежливо вели себя с Цинь Ганом, можно сказать, пытались организовать его изоляцию в то время, когда тот представлял интересы КНР в США.

И вот теперь Блинкену придется налаживать диалог. Как известно, китайцы умеют прощать, но ничего не забывают.

Накануне визита американские СМИ захлестнула волна публикаций, уличающих Китай в помощи России и развитии экономических отношений, несмотря на санкции и запреты со стороны США. В прессе звучат и такие фразы, как «сознательное оказание помощи России» на Украине. С чем бы это могло быть связано?

Факт роста российско-китайской торговли ежегодно в среднем на 30 процентов очевиден. Цифры никто особо не скрывает. Двусторонняя торговля КНР-РФ успешно развивается, но еще сильно уступает объему, который присущ торговым отношениям КНР с США. Но по логике Вашингтона, США с Китаем торговать можно, а вот России – нельзя. США в зону боевых действий тяжелое вооружение поставлять можно, а другим странам торговать даже гражданской продукцией с Россией запрещено.

Как пишет агентство Bloomberg опять со ссылкой на некие анонимные источники, администрация Байдена якобы представила правительству Китая доказательства того, что некоторые китайские государственные компании возможно оказывают помощь России в боевых действиях на Украине. Белый дом пытается выяснить, знает ли официальный Пекин об этой деятельности. Агентство напоминает, что в 2022 году импорт Китая из России вырос почти на 50%, а экспорт – на 13%. Открыли Америку, называется!

Можно было бы подумать, что американцы, как обычно, демонстрируют свою неосведомленность в китайских делах: то, что удается узнать про Китай ЦРУ и прочим американским шпионам, уж точно известно руководству КНР. Но, судя по всему, Вашингтон намеренно хочет сделать большие глаза, чтобы выразить свое крайнее «удивление» и озабоченность, и попытаться оказать давление на Пекин. Только вряд ли это возымеет результат, поскольку руководство КНР неоднократно на всех уровнях заявляло, что не приемлет вмешательства США в отношения с третьими странами. Китайцы называют это гегемонизмом и диктатом. Кроме того, Пекин официально не признает американские санкции в отношении КНР и в принципе выступает против санкций как методов ведения политики, если только они не одобрены ООН.

Любопытно, что обвинения в адрес Пекина не содержат никакой конкретики. Ни названий и адресов фирм, торгующих с Россией запрещенной с точки зрения США продукцией, ни имен ответственных за это «безобразие» китайских товарищей не приводится. Скорее всего, такой информацией американцы и не обладают, просто хотят «взять на понт», испугать. Вряд ли в Китае найдется ответственный сотрудник, который бы решился слить американцам такую информацию, тем самым немедленно подписав себе смертный приговор.

Судя по всему, вся эта шумиха вокруг «помощи Китая России в проведении СВО и обходе санкций» связана с как раз предстоящим визитом госсекретаря США Блинкена в Пекин. Американская сторона пытается занять более выгодные для переговоров позиции, «продав» свои «секреты» про «неподобающее» поведение китайцам. В Пекине, скорее всего, претензии Блинкена внимательно выслушают. Но больше для того, чтобы понять, есть ли у американцев действительно какая-то серьезная информация.

Это лишь с точки зрения Вашингтона Пекин ведет себя неправильно. А согласно международному праву, торговля не является чем-то противоправным. Тем более, что США своими запретами давно нарушают принципы ВТО, которые ранее упорно навязывали другим. Но даже если абстрагироваться от ВТО и здравого смысла, то получается полный абсурд: американцы поставляют на Тайвань вооружение в огромном количестве, а Китаю отказывают в праве торговать с Россией.

В Китае такую ситуацию не приемлют. Да и вообще поддержка тайваньских сепаратистов со стороны США является камнем преткновения в американо-китайских отношениях.

Пока Вашингтон не откажется от этой политики в отношении Тайваня и не вернется к содержательному выполнению американо-китайских деклараций о едином Китае, добиться чего-либо от Пекина ему не удастся. Китайцы будут все внимательно выслушивать и кое-где даже кивать головами. Но не в знак согласия, а чтобы сказать: вас услышали. Потому что без решения проблемы Тайваня дальнейшего позитивного диалога между США и Китаем не будет.

Более вероятен вариант, что китайцы вообще перестанут слушать Вашинтон, когда он влезает в отношения с третьими странами, тем более с Россией, с которой у КНР имеются отношения стратегического партнерства. Уж больно наглыми становятся претензии США. Как говорится, собака будет лаять, а караван продолжит идти своим путем. С другой стороны, на всех российско-китайских пунктах пропуска на границе и в морских портах России и Китая американцы своих шпионов не посадят. Спутники для отслеживания транспортировки микроэлектроники и другой продукции двойного назначения не годятся.

Но упреки США в адрес КНР простираются куда шире. В публикациях американских СМИ говорится о том, что администрация Байдена намерена усилить давление на Китай, чтобы страна прекратила импортировать иранскую нефть, а также о том, что КНР дают слишком много кредитов странам Африки. Материалы стали появляться после того, как три недели назад с китайским вице-премьером Лю Хэ встречалась министр финансов США Джанет Йеллен.

Однако у Китая тоже есть свои вопросы к США. Например, один из них сформулировал постоянный представитель Китая при ООН Чжан Цзюнь: «Мы часто слышим сочетание “международный порядок, основанный на правилах”. Это расплывчатое заявление, его нет ни в Уставе ООН, ни в декларациях, принятых лидерами различных стран, ни в резолюциях Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности. Мы всегда хотели спросить, на каких правилах основан так называемый “международный порядок, основанный на правилах”, кем основаны правила и какова связь между этими правилами и международным порядком? Мы не услышали четких и ясных ответов на эти вопросы. На практике именно подход “основанный на правилах” приносит в мир проблемы и хаос. Если, помимо признанного международного права, существуют и другие правила, которые могут быть использованы в качестве основы международного порядка, то каковы же эти правила? Можете ли вы перечислить их один за другим?»

Если этот вопрос и не будет задан в ходе предстоящих переговоров, то это не значит, что он не витает в атмосфере китайско-американских отношений. И рано или поздно на него придется ответить. «Мы приветствуем визит Блинкена в Китай. Надеемся, что американская сторона будет содействовать продвижению диалога, а не способствовать конфронтации», – заявил официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь. По словам Вана, Пекин готов выстраивать взаимовыгодные отношения с Вашингтоном на равноправной основе, о чем ранее неоднократно заявлял председатель КНР Си Цзиньпин. Только вот готовы ли к этому США?

Хотя о точной дате поездки госсекретаря США Энтони Блинкена в Пекин не объявлено, по данным издания Politico, визит состоится 5-6 февраля.

Вот тогда и поговорят.