Зачем киевский режим предлагал президенту Александру Лукашенко заключить пакт о ненападении?
Белорусское министерство обороны отчиталось о завершении летно-тактических учений вооруженных сил России и Беларуси.
«Продемонстрирована высокая слаженность в работе штабов, а также уверенные совместные действия <...> летчиков», – говорится в сообщении. Авиация региональной группировки войск (РГВ) выполнила широкий спектр практических задач. Учения прошли с 16 января по 1 февраля.
Практически в то же время белорусское МО разместило в Telegram-канале информацию, что военнослужащие РГВ начали расконсервацию боевой техники. Вот этот пост: «В рамках проведения совместных мероприятий боевого слаживания <...> подразделения 11-й отдельной механизированной бригады приступили к снятию техники с длительного хранения».
Добавим сюда официальные данные о том, что 13 января ведомственная комиссия во главе с главкомом Сухопутных войск России, генералом армии Олегом Салюковым проинспектировала российские подразделения, размещенные в Беларуси. Группировку признали готовой выполнять задачи в интересах безопасности Союзного государства. Замечу, что с 11 января Салюков является также заместителем командующего Объединенной группировкой войск в зоне СВО.
Подобная активность не могла остаться без внимания как в Киеве и Варшаве, так и в брюссельской штаб-квартире НАТО и за океаном. Там держат в уме угрозу наступления с белорусского направления, которое могло бы перерезать, как минимум, каналы поступления новой техники и боеприпасов через Польшу.
Реально это или нет – другое дело, но опасаться все равно следует. Мало ли?
Недавно, например, президент Республики Беларусь Александр Лукашенко сообщил, что Украина предложила заключить пакт о ненападении.
«Не знаю, зачем это украинцам. С одной стороны, просят нас, чтобы мы ни в коем случае не воевали с Украиной, чтобы наши войска туда не двигались. Пакт о ненападении предлагают заключить. А с другой стороны, готовят эту гремучую смесь и вооружают их (боевиков, которые несут потенциальную угрозу нацбезопасности Беларуси. – Авт.)», – отметил он.
На уровне двухсторонних контактов эта тема обсуждается, видимо, дипломатично. Официально же Киев достаточно жестко ее озвучивает.
«Украина предостерегает Минск от любых возможных дальнейших агрессивных планов. Со своей стороны, подтверждаем отсутствие каких-либо агрессивных намерений в отношении Беларуси», – заявил представитель МИД Олег Николенко.
Украина, дескать, готова к любому развитию событий и будет действовать, реализуя право на самооборону, предусмотренное Уставом ООН.
Кстати, напомню, что по прямой от белорусской границы до Киева – всего-то 150 км. А если по дорогам – то 220-230 км. На самом деле возможное открытие отсюда «второго фронта» крайне нежелательно для незалежной.
Теперь впору поразбираться, что представляет из себя эта самая РГВ.
О ее создании для защиты Союзного государства президент Лукашенко объявил в октябре прошлого года. Это было сделано из-за обострения ситуации на западных границах.
Первоначально планировалось, что ее общая численность составит 30 тыс. бойцов – по 15 тыс. с каждой стороны. Однако глава МО России Сергей Шойгу сделал уточнение: количество наших военнослужащих не превысит 10 тыс. человек (в настоящее время здесь 9 тыс. – Авт.). Прибудут или уже прибыли примерно 170 танков, до 200 боевых бронированных машин и до 100 орудий и минометов калибра более 100 мм. С 22 октября военные двух стран начали боевое слаживание соединений на белорусской территории. Наш контингент представлен преимущественно танковыми подразделениями и ВДВ.
Украинская разведка тотчас предприняла попытку преуменьшить угрозу. Дескать, группировка российской армии слишком мала для наступления с данного направления. Она «не в силах сформировать ударный кулак, способный проломить построенную ВСУ оборону в районе границы». Командование российской армии, якобы, использует сейчас эту союзную страну как большой полигон для подготовки мобилизованных, которые участвуют в совместных учениях с белорусской армией. Об этом заявил представитель Главного управления разведки Минобороны Украины Андрей Черняк. То есть РГВ способна только на то, чтобы проводить обучение бойцов, призванных в ходе недавней ограниченной мобилизации в РФ.
Однако свой ход сделал белорусский президент. Он заявил, что все вооруженные силы страны войдут в РГВ. А это – 70 тыс. «штыков». Беларусь, кроме этого, имеет возможность мобилизовать до 500 тыс. запасников, включая порядка 120 тыс. бойцов белорусской теробороны. На вооружении числятся около 1600 танков (эксплуатируются более 600, остальные на хранении), 2500 бронемашин (действующих 886 БМП и 192 БТР), 1500 артиллерийских систем. Но это так, чтобы всяким супостатам неповадно было...
На самом деле представитель украинской разведки откровенно попытался пустить пыль в глаза. По данным Государственного пограничного комитета Беларуси (ГПК), на приграничных территориях размещены значительные отборные силы ВСУ и иностранных государств: «Сегодня вблизи белорусской границы сосредоточена группировка вооруженных формирований сопредельных государств Евросоюза и Украины общей численностью около 23,5 тыс. человек. Наиболее многочисленные воинские формирования сосредоточены на украинской (17,2 тыс.) и на польской территории (3,7 тыс.)».
В ведомстве отметили, что сопредельные страны «продолжают сооружать «железный занавес» не только из стационарных инженерных сооружений и заграждений, но и минных полей».
«По состоянию на 1 января возведено свыше 980 км инженерных заграждений различного типа. Из них: Польшей – 202 км, Литвой – 553 км, Латвией – 86 км, Украиной – 141 км», – проинформировала погранслужба.
Председатель ГПК, генерал-лейтенант Анатолий Лаппо в середине ноября 2022-го сообщал, что украинские силовики взорвали «практически все мосты на Гомельском и Мозырском направлениях, начинают взрывать мосты на Волынском направлении». Для предупреждения украинских провокаций с белорусской стороны выставлены усиленные наряды, активно применяются технические средства охраны, задействованы маневренные группы территориальных органов погранслужбы.
«Ведется активная воздушная разведка белорусской территории с использованием беспилотных летательных аппаратов. С начала специальной военной операции зафиксированы 463 полета беспилотников вдоль государственной границы Беларуси», – сообщили в ГПК.
То есть ВСУ и НАТО (в лице тех же поляков и прибалтов) нагло провоцируют. Могут и нарваться.
...Антону Павловичу Чехову приписывают слова: «Если в первом акте пьесы на стене висит ружье, в последнем акте оно обязательно выстрелит». Есть даже драматургический принцип, который называется «чеховское ружье». Он вполне подходит и для РГВ.