Февральские прогнозы Международного энергетического агентства и ОПЕК весьма оптимистичны.
Ковид закончился, теперь нефть польется рекой. Во всяком случае, спрос на нефть и нефтепродукты в 2023 году побьет предыдущие рекорды. Это – главная мысль доклада Международного энергетического агентства. Если в цифрах, то рекорд составит 101,9 миллионов баррелей в день. Это на 2 миллиона больше того объема, который прогнозировался таким же докладом в прошлом году.
Рост произойдет в основном за счет стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Им дополнительно понадобится 1,6 миллиона в день, причем больше половины, 900 тысяч, – только Китаю. Дело в том, что эти страны отказались от антиковидных мер, производство восстанет из забвения и потребует дополнительного топлива.
Показательно, что странам из зоны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) понадобится в нынешнем году «всего лишь» 390 тысяч дополнительных баррелей в день. Это гораздо, почти в 3 раза меньше, чем надо было в прошлом году.
Российский экспорт, по мнению МЭА, достаточно неплохо выстоял, несмотря на декабрьское эмбарго ЕС на поставки нефти морским путем и установление потолка цен, введенного G7. «В первом квартале предложение еще будет превышать спрос, но очень быстро ситуация может развернуться, и спрос пойдет вверх при условии, если российская продукция останется под санкциями», – говорится в докладе Агентства.
Вице-премьер РФ Александр Новак объявил о том, что в марте Россия снизит производство на 500 тысяч баррелей в день. При этом МЭА рассчитывает на рост добычи в Штатах, Бразилии, Норвегии, Канаде и Гвиане. Однако и они добудут почти в 3 раза меньше, чем в 2022 году.
Организация стран-экспортеров нефти в своем докладе приводит примерно те же цифры. Спрос превысит 100 миллионов баррелей в день, то есть выйдет на уровень выше, чем он был до эпидемии. «При этом устойчивый рост продлится до 2025 года в основном за счет Китая, Азии и Ближнего Востока».
Основная масса нефти пойдет на производство топлива – бензина и дизеля. Его потребуется на 1,1 миллиона баррелей в день больше, чем было до начала пандемии. А главное, возрастет производство авиационного керосина.
С китайцев, например, сняли ограничения на выезд за границу, и они вот-вот возобновят свои массовые перелеты по миру. В обратном направлении тоже хлынет туристический поток. Да и из-за санкций нынче люди из Нью-Йорка в Москву через Ташкент летают. Поэтому прогнозируемый мировой рост ежедневной потребности в авиакеросине – 7,2 миллиона баррелей. Это на 90 процентов больше, чем в 2019-м.
Общая картина роста спроса на нефть такова. Потребность будет еще расти и к 2035 году достигнет цифры в 109,5 миллиона баррелей в день. С этого момента рост должен перейти на плато и в последующее десятилетие стабилизируется на отметке 109,8 миллиона, подсчитали эксперты ОПЕК. «А потребность стран ОЭСР после 2024-го будет снижаться и достигнет 34 миллионов в день за период до 2045 года». Для сравнения, потребность стран ОЭСР в 2021 году была 44,8 миллиона баррелей. То есть 11 миллионов просто высвободятся.
Получается, что рост потребления придется на страны, находящиеся вне ОЭСР. Там, по прогнозам ОПЕК, «будет наблюдаться рост среднего класса, демографический всплеск и нарастание перспектив экономического развития». Они-то и возьмут на себя весь мировой прирост. К 2035 году прогнозируется рост потребности в Африке, Индии и Азии в основном за счет транспорта и нефтехимических производств.
После таких прогнозов схватились за головы «зеленые». Все это массовое потребление нефтепродуктов и рост авиаперелетов ничего хорошего для планеты не сулит. Норвежская консалтинговая энергетическая компания Rystad Energy полагает, что рост выброса парниковых газов будет продолжаться до 2025 года, а потом пойдет на спад.
МЭА приводит схожие прогнозы, причем в Агентстве считают, что пик может быть достигнут даже раньше 2025 года. После этого, уровень выбросов углекислого газа начнет снижаться и даже достигнет нулевого уровня, так называемой углеродной нейтральности, когда количество выброшенного газа сравняется с количеством переработанного природой. А это, для справки, 37 миллиардов тонн в год.
Почему возник такой дисбаланс в потреблении между, казалось бы, промышленно развитыми странами ОЭСР и не менее, кстати, промышленно развитыми азиатскими? Просто уже много лет Запад настойчиво просит сам себя перейти на энергосберегающее, зеленое и прочее безвредное производство. А в Азии, например, к этому относятся довольно спокойно.
Например, по подсчетам аналитиков Bank of America, «уже к 2027 году продажа электромобилей пробьет серьезную брешь в спросе на нефть». Европа переходит на электромобили в 2035-м. Вряд ли такие планы существуют, допустим, в Индии или Латинской Америке. Поэтому они, Китай, Азия и Африка, будут двигать потребность в нефти к заоблачным высям.
К тому же, как это ни парадоксально, рынок энергоносителей сменил свою ориентацию и благодаря конфликту на Украине. Международный энергетический кризис, возникший в прошлом году, сподвигнул Запад ускорить поиски альтернативных видов энергии. Существует ведь RePowerEU, план ЕС, предусматривающий отказ от российских ископаемых видов топлива к 2030 году. Кроме простого перекрытия вентилей, он предусматривает постепенный переход на зеленую энергетику.