Министр финансов страны Росица Велкова-Живкова заявила, что Болгария не успеет к 2024 году, как планировалось ранее, внести необходимые изменения в законодательство, а также выполнить требования, касающиеся уровня инфляции. Теперь сроки перенесены на 1 января 2025 года.
Безусловно, именно инфляция тянет страну в сторону от еврозоны, на январь 2023 года она составляла аж 16,4%. Но с остальными финансовыми показателями тоже не так все радужно, единственный критерий, которому соответствует Болгария, это дефицит бюджета, который на 2022 год составлял 2,9% ВВП.
Разговоры о переходе на евро идут еще с 2007 года, когда страна стала членом ЕС. По соглашению Болгария обязана перейти на евро, но вот конкретные сроки не прописаны. Это позволяет евроруководителям держать государство на поводке без особого ущерба для экономики ЕС. А болгарам – жить на левы, среднестатистический курс которого составляет два лева за одно евро.
Похожий трюк, но с приемом в ЕС, проворачивали с Турцией, однако руководители страны через какое-то время перестали участвовать в этом процессе.
Сложности у Болгарии возникают и в присоединении к Шенгенской зоне. Ранее Совет юстиции и внутренних дел ЕС отказал стране. Обычно заявку блокировали Нидерланды, но в этот раз к ним присоединилась еще и Австрия. Неформальные причины понятны – европейские страны очень переживают из-за неконтролируемого потока беженцев, который может к ним хлынуть.
Экономическая активность страны замедляется по причине убыли населения. За десять лет Болгария потеряла почти 850 тысяч человек. Основная причина – эмиграция, ведь болгары активно уезжают в страны ЕС или еще куда подальше, возвращаясь только на подработки в туристический сезон, поскольку в другое время гораздо выгоднее трудиться в иных странах. Вот и получается, что страна потихоньку становится «летней дачей», куда возвращаются в курортный сезон или на пенсию.
Сохранить людей не помогают и поддерживающие программы от ЕС, болгары потихоньку растворяются в Европе, теряя свою идентичность. Таким образом, смысл вступления в еврозону и в Шенген тоже теряется, ведь основной пропуск в Евросоюз уже получен.
Стоил ли он таких изменений в стране, которая во времена соцлагеря была одной из самых прогрессивных? Вряд ли этот вопрос будет глобально задан в ближайшее время, приоритеты нынче другие, но европейский дом тоже постепенно теряет для переселенцев с Балкан свою привлекательность. Возможно, это заставит их перемещаться еще дальше, оставляя свою родную страну далеко позади.