Серая зона Европы: София поставляет оружие Украине

В газете The New York Times (NYT) появилась публикация, в которой сообщалось, что Болгария специально для ВСУ возобновит производство советских снарядов калибра 122 мм.

Планируется, что делать их будут на заводе в городе Костенец, который заработает после 35 лет простоя, что в целом неудивительно, поскольку о собственных успехах страны в разработке принципиально нового вооружения мало что слышно, а вот раскопать что-то старое – это вполне в духе бывших советских республик или стран бывшего соцлагеря. На деньги от продажи советского вооружения и боеприпасов долгое время жила и Украина, на территории которой на момент распада СССР находилась одна из мощнейших группировок войск.

NYT отмечает, что это предприятие имеет довольно невысокий технологический уровень производства, а «работа на заводе несет смертельный риск для жизни». Неожиданные взрывы довольно часто сопровождают деятельность оружейных складов и производств, но в лучших канонах европейского жанра болгарские власти винят в происшествиях российские спецслужбы.

С ноября 2011 по 2020 год на территории страны произошли четыре подобных происшествия. Еще один взрыв грянул в 2022 году, взорвались старые боеприпасы на складе у города Карнобат. Владелец склада - одиозный бизнесмен Эмилиан Гебрев, который занимался поставками, в том числе и на Украину, тогда сообщил, что речь не может идти о «человеческом факторе». Но зато это не исключает нарушения условий хранения и истекшего срока годности боеприпасов, что, правда, совсем не укладывается в канву фантазий о «российском следе».

Взрывы и ЧП нередки и на государственных предприятиях Болгарии. Например, в октябре прошлого года на заводе «Арсенал», расположенном в городе Казанлык и занимающемся производством боеприпасов, произошел взрыв, в результате которого погибли три человека, еще трое были ранены. Происшествия на этом предприятии случаются практически каждый год, начиная с 2011-го. В прошлом году это был уже второй такой случай.

Впрочем, огромное число такого рода происшествий не смущает государство и причастных к этому производству бизнесменов. Сопротивляется только президент Болгарии Румен Радев. Представляется, что бывший военный летчик чётче политиканов с западным образованием понимает последствия. Он категорически против отправки вооружений из резервов болгарской армии в зону СВО.

«Люди, которые не разбираются в военном деле, делают все возможное, чтобы вовлечь нас в процессы эскалации, которые они не могут контролировать. Мы видим, что война уже перешла в фазу тотального взаимного истощения, и она вовлекает всех нас», – заявил Радев.

Президент Болгарии буквально на пальцах объяснил происходящее: «Поставка оружия означает, что мы гасим пожар бензином». Но это, похоже, мало смущает других представителей болгарской власти. В начале этого года издание Politico опубликовало материал, в котором указывалось, что чиновники правительства Кирилла Петкова (известен как выпускник западных образовательных учреждений и борец с российскими дипломатами) в обход межправительственных соглашений, пользуясь услугами компаний-посредников в Болгарии и за ее пределами, наладили воздушные и сухопутные поставки боеприпасов на Украину через Румынию, Венгрию и Польшу.

Гордый собой, Петков открыто заявил, что, по его оценкам, на раннем этапе конфликта около трети необходимых боеприпасов поступали из Болгарии. Оплачивали всё, естественно, США и Великобритания.

Politico детально описывает аферу, которую провернули Петков и тогдашний министр финансов Асен Василев. Руководствовались они якобы тем, что у Москвы в болгарском правительстве было мощное лобби. Это тоже характерно для европейских политиков: «рукой Кремля» они обычно пугают, чтобы протолкнуть самые безумные инициативы, которые противоречат доводам здравомыслящих, не желающих втягивать страну в конфликт политиков.

Приложили руку Петков и Василев (оба учились в США) и к антироссийским санкциям: пугая коллег на встрече министров финансов стран Евросоюза в Париже байками о злых русских, которые после Второй мировой войны якобы убили тысячи несогласных, ученых и представителей духовенства, они продавили жесткие санкции. Впрочем, в политическом плане их «заслуги» в Болгарии не оценили. Они не смогли сохранить свои посты, сейчас находятся в оппозиции, но очень надеются вернуться.

Дело их продолжает жить. В конце 2022 года болгарское Народное собрание проголосовало за отправку Украине военной помощи. Помощью, правда, это можно назвать относительно, ведь страна или заинтересованные лица получат за это деньги, но это обычно выносится за скобки. Полный список согласованного к отправке засекречен – видимо, чтобы еще больше не раздражать собственных граждан, поскольку в ноябре минувшего года в стране уже проходили протесты против поставок. По опросу, проведенному национальным телевидением Болгарии, 72,4% болгар – против поставок оружия.

В январе этого года Bloomberg, ссылаясь на нидерландский сайт Oryx, написал, что Украина приобрела у Болгарии 14 самолетов Су-25, поставили их через другое государство, какое именно – не указывается. Ранее в прессе писали об интересе к зенитно-ракетным системам С-300, которые также есть у Болгарии, но в небольшом количестве (8 пусковых установок, составляющих два дивизиона), для сравнения, у Украины на начало 2022 года их было 250 (31 дивизион).

Если комплексы все же будут поставлены, то страна практически окажется без ПВО, хотя США или страны ЕС (но по факту тоже США) пообещают новые системы, как обычно, не уточняя сроков их поставки. Страна окажется с голым небом, которое уже не прикроешь автоматами Калашникова и менее боеспособным оружейным старьем, с которым в Болгарии даже рады расстаться, но вряд ли болгарское руководство это смущает.

Вот и получается, что, наряду с пылающей зоной конфликта на Украине, посередине Европы, под боком у евроруководителей, расположилась и «серая зона». В которой постоянно взрываются склады и предприятия, а оружие распределяется по воле политических менеджеров, никак не согласовывающих свои действия с желанием народа, что уже тоже давно привычно для «свободных и демократических государств».