Блинкену в Астане заявили: от России нас защищать не надо

Глава госдепартамента США 28 февраля совершил официальный визит в Казахстан и одновременно провел встречу в формате «С5+1».

То есть госсекретарь пообщался с коллегами сразу из пяти стран бывшего СССР – Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Туркмении и Таджикистана.

С одной стороны, этот визит следует старой (и даже уже устаревшей) стратегии изоляции России по всему миру, в рамках которой Блинкен носится по континентам, пытаясь заставить всех «отменить Россию». С другой – поездка находится в рамках новой тактики обеспечения реализации антироссийских санкций, то есть выкручивания рук и шантажа тех, кто имеет наглость торговать с Россией.

Что касается Центральной Азии, то тут задача, мягко говоря, непростая. С начала СВО все пять бывших советских республик Средней Азии не поддержали ни одну резолюцию ООН, осуждающую РФ за действия на Украине. Включая и самую последнюю, призывающую Россию вывести войска и сдаться. Выяснилось также, что антироссийские санкции крайне положительно сказались на экономике этих стран, которые с успехом используют возможности заработать на обходе этих санкций: на параллельном экспорте в Россию и на вывозе нашей продукции, в том числе в ЕС.

И в этой части «образумить» наших соседей у американцев – перспективы минимальные. Ведь 60-80 процентов торговли этих стран приходится на Россию. Газ для восточных районов Казахстана, рынки сбыта, доходы от транзита – все это Россия.

По заявлению президента Казахстана Токаева ВВП этой страны в прошлом году вырос на 4 процента, что много для пандемийного года. И это официальные данные. В Казахстане говорят, что немалый вклад в экономический (да и технологический) рост вносит Россия.

Схожая ситуация и у других стран так называемой группы «С5». С той лишь разницей, что немалую часть их ВВП создают мигранты из этих стран, работающие в России и отправляющие заработки на родину, например, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан.

У американцев остаются только некие силовые методы давления, вплоть до военных. Но как это сделать, если в Таджикистане – военная база России, а регион входит в сферу ответственности ОДКБ?

Блинкен, конечно же намекнул в Астане на вторичные санкции. Но как-то вяло, будто заранее знал, что тут угрозами мало чего добьешься. А предложить что-то взамен, кроме обещаний инвестиций, он, судя по сообщениям, ничего не смог. Впрочем, госсекретарь на всех переговорах и на пресс-конференциях рекламировал запущенную госдепом США в прошлом году «Инициативу по экономической устойчивости в Центральной Азии»: на нее было выделено аж 25 млн долларов и Блинкен обещал добавить еще 20 млн в нынешнем. Получается по 9 млн долларов на страну. Не густо. В этой программе за красивыми словами о «диверсификации торговых маршрутов, расширении инвестиций в регионе и возможностей трудоустройства путем предоставления населению Центральной Азии практических навыков для современного рынка труда» заложены известные американские приемы вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Выделенные миллионы по большей части достанутся близким США структурам и НКО, но это – сущие копейки по сравнению с 6 млрд долларов, которых хватило для того, чтобы Украина «определилась со своим европейским будущим».

Вместо пряников, Блинкен проявил трогательную заботу о независимости, за которую Вашингтон якобы искренне переживает в «связи с имперскими амбициями России и Китая». Посланец американского Белого дома призвал страны Центральной Азии не бояться России, потому что американцы «готовы гарантировать их суверенитет». Этот посыл вызвал недоумение не только в среде тамошних политологов, но и самих участников встречи «С-5». Выяснилось, что они Россию не боятся.

В Казахстане хорошо понимают, что если бы Россия как-то посягала на этот суверенитет, то она могла бы легко воспользоваться прошлогодним спасением Токаева от расправы (в том числе физической) в ходе восстания – вплоть до замены его на лояльного Москве политика. А союзные войска ОДКБ, которые на 90 процентов состояли из российских военнослужащих, могли бы до сих пор оставаться в республике.

Ну, а про суверенитет стран, который обеспечивают США, по всему миру уже слагают анекдоты и шутки. Поэтому президент Касым-Жомарт Токаев в восточном стиле сердечно поблагодарил Блинкена «за постоянную и твёрдую поддержку независимости, территориальной целостности и суверенитета». Но предметный ответ дал глава МИД республики Мухтар Тлеуберди: «Мы на данный момент не видим, не ощущаем рисков или угроз со стороны России», – сказал он на совместной пресс-конференции с госсекретарем США Энтони Блинкеном. По словам министра, Казахстан является членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), СНГ, «поэтому мы рассматриваем отношения с Россией в качестве альянса, который функционирует в рамках этих многосторонних структур». «Казахстан продолжает проводить многовекторную внешнюю политику, тем самым мы пытаемся сохранить систему сдержек и противовесов, чтобы обеспечить взаимовыгодное сотрудничество со всеми странами мира», – добавил Тлеуберди.

Здесь – не только про Россию, а и про Китай, который также играет важную роль в регионе и не допустит усиления влияния США. Кстати, Казахстан, как и другие государства региона, поддержали мирный план КНР по урегулированию на Украине.

Вообще Блинкен был в Астане по-восточному вежлив, если не сказать угодлив. Он даже забыл про «кровавый январь» 2022 года в Казахстане, про всегдашние упреки в нарушениях прав человека, отказался от вечных призывов к демократическим реформам, освобождению политзаключённых и тому подобной американской трепотни.

Информация о встречах с президентом Узбекистана Мерзиеевым даже на сайте госдепа ограничивается общими фразами об обмене мнениями и поддержке Вашингтоном реформ в этой стране. Можно предположить, что никаких прорывов здесь также не достигнуто.

Но следует отметить, что, судя по всему, уровень дипломатии Вашингтона постоянно не то, чтобы деградирует, а замыкается на своем, имперском, видении мирового пространства. Готовя визит Блинкена в Центральную Азию, в Госдепе не учли, что министры иностранных дел этих стран – вовсе не эквиваленты самого Блинкена по влиянию на политику. Это лишь чиновники, которые исполняют волю и указания президентов. Поэтому приезд заморского гостя – конечно, важное и заметное событие для региона, но скорее в церемониальном плане. Может быть, поэтому в Москве практически проигнорировали визит госсекретаря, не видя в нем особого толка и опасности.

Однако это не означает, что России тут можно расслабиться. Попытки вбить клин между Москвой и ее традиционными партнерами в Центральной Азии со стороны США продолжатся. Давление на них со стороны Вашингтона будет возрастать.