Сербия окончательно теряет Косово

Президент Вучич готов променять священную для любого серба землю на тернистую дорогу в Евросоюз. Эти «30 сребреников» еще выйдут ему боком.

18 марта может войти черной датой в историю современной Сербии. Ожидается, что в этот день на встрече в Северной Македонии сербский президент Александр Вучич и премьер самопровозглашенной республики Косово Альбин Курти подпишут так называемый франко-германский план, согласованный с США, который предполагает признание обеими сторонами территориальной целостности друг друга, отказ от применения силы, создание постпредств в Белграде и Приштине.

Ранее, 27 февраля, в Брюсселе те же участники в присутствии главы дипломатии ЕС Жозепа Борреля обсудили детали этого документа, который, по замыслу кукловодов, откроет для косоваров прямой путь в НАТО и ООН, а для сербов – в столь желанный Евросоюз.

Тогда у Вучича не поднялась рука, чтобы поставить свою подпись, и он запросил паузу. Передышка потребовалась, чтобы попытаться убедить сограждан, что нет иного пути, кроме как согласиться на вступление Косово в ООН, «но не признавать независимость автономного края».

В сербской оппозиции, готовой бунтовать, считают, что Вучич, ни много ни мало, стоит на грани совершения госпредательства. Если он де-факто признает Косово, то нарушит конституцию. В ней черным по белому написано, что эти земли являются неотъемлемой частью Сербии.

Часики, однако, тикают. На прошлой неделе в Приштине побывал ответственный за реализацию плана, спецпредставитель ЕС Мирослав Лайчак. Он, между прочим, выпускник МГИМО и словацкий гражданин русинского происхождения. 13-14 марта дипломата-посредника ожидают в Белграде. Его задача – утрясти последние спорные моменты.

В проекте соглашения нет прямого указания, что Сербия признает независимость Косово. Но есть один принципиальный пункт, который подразумевает, что Белград не будет против членства самопровозглашенной республики в международных организациях, прежде всего в ООН.

«Стороны исходят из того, что ни одна из них не может представлять другую на международной арене или выступать от ее лица. Сербия не будет выступать против членства Косово в какой-либо международной организации», – говорится в 4-й статье. Де-факто это и является признанием независимости бывшего автономного края. Членом ООН, как известно, может стать только суверенное государство, чья территориальная целостность и государственность не оспариваются.

Чего добивается коллективный Запад, принуждая Сербию к неблаговидному антигосударственному шагу? США и Брюссель ждут того, чтобы Белград своими руками совершил легитимацию войн, спровоцированных американцами и их союзниками на территории бывшей Югославии. И бомбардировки Белграда тоже.

Что касается ЕС, то Брюссель сделал признание Косово главным и непременным условием для возможного членства Сербии в европейском объединении.

Еще одна принципиальная цель – оторвать эту балканскую страну от России. Разговоры сербских политиков проевропейской ориентации о том, что в результате Москва, якобы, может получить в Евросоюзе «своего союзника», не выдерживают критики. Там положено плясать под одну дудку и ходить строем.

Ранее Вучич откровенно признавался, что находится между молотом и наковальней. Лавирование дается ему нелегко. От него, например, требовали поддержать антироссийские санкции, осудить Москву за проведение СВО, но он на эти шаги не пошел. Пока...

Впрочем, все в современной политике относительно. Госсекретарь США Энтони Блинкен в ходе встречи с Вучичем на полях Мюнхенской конференции выразил ему признательность за поддержку Украины. О чем речь? Белград направил Киеву гуманитарную помощь: оборудование для поддержания ее энергосистемы. Дело в том, что у Сербии в наследство от Югославии остались запасы, совместимые с подстанциями и электросетями советского образца, которые продолжает эксплуатировать «Укрэнерго». Именно отсутствие у западных союзников подобного энергооборудования не позволяет украинским энергетикам восстанавливать разрушенные российскими ударами ТЭС.

Несколько дней назад, помимо этого, появилась информация, что на Украину, через Турцию и Словакию, отправляются ракеты калибра 122 мм для РСЗО «Град». Их производит сербское государственное оборонное предприятие «Крушик».

Официальный представитель нашего МИД Мария Захарова заявляла, что Россия внимательно следит за информацией в СМИ о поставках боеприпасов из Сербии, вызывающей «самую глубокую озабоченность». Она потребовала от Белграда прокомментировать данные сообщения.

Президент Вучич в эфире TV Happy 9 марта сообщил, что партия боеприпасов была отгружена Турции с оговоркой, что ракеты «не должны уйти за пределы этой страны».

«Речь не шла ни об Украине, ни о России, но если экспортируете в Азербайджан, некоторые арабские страны, то это может оказаться в России. А если экспортируете в Испанию, Америку (видимо, Латинскую Америку. – Авт.), Турцию, причем если в Турцию, это может оказаться на любой из сторон, торговцы есть разные. А мы должны жить и обеспечить людей в Валево, Чачаке… Наша экономика должна развиваться, мы производим оружие и боеприпасы, а не каблуки и стельки для обуви», – резюмировал он.

Но вернемся к соглашению по Косово, которое Вучича принуждают подписать.

Несомненно, что Сербия взорвется антипрезидентскими протестами. Волнения затронут и Республику Сербскую, входящую в состав Боснии и Герцеговины. Ее лидеры неоднократно заявляли, что в случае отделения Косово у них будет моральное право добиваться выхода из БиГ и присоединения к «Матери-Сербии». Мирно не получится. А это грозит новой балканской войной.