Что это означает для Йемена? Интервью с геополитическим аналитиком Питером Кенигом.
GEOFOR: Г-н Кениг, суннитское Королевство Саудовская Аравия и шиитская Республика Иран договорились – при посредничестве Китая – восстановить дипломатические отношения в течение ближайших двух месяцев. Вы хорошо знаете этот регион, вы работали в Йемене. Поможет ли новое дипломатическое сотрудничество между Эр-Риядом и Тегераном положить конец ужасающей жестокой войне в Йемене? Каковы, на ваш взгляд, истоки этого конфликта, в ходе которого на протяжении последних ста лет происходили жесточайшие убийства самого бедного и искалеченного народа? Может ли прекращение этой войны стать одной из ключевых целей Китая в процессе сближения этих двух стран?
Кениг: Позвольте мне для начала сделать небольшой экскурс в историю.
Дипломатические отношения между двумя странами прервались в январе 2016 года, когда министр иностранных дел Ирана заявил, что саудовские военные самолеты «преднамеренно» нанесли удар по посольству Ирана в Сане, столице Йемена.
В преддверии этого события 2 января 2016 года правительство Саудовской Аравии казнило 47 человек в разных городах страны, один из них был видным шиитским ученым. В связи с казнью иранские протестующие разграбили и подожгли посольство Саудовской Аравии в Тегеране.
Это побудило министра иностранных дел суннитской Саудовской Аравии разорвать дипломатические отношения с враждебным шиитским Ираном. Оглядываясь назад и зная то, что мы знаем сегодня, эти довольно жесткие действия саудовцев выглядят как спровоцированные и направленные сильными мира сего – США и Великобританией, которые также являются основными поставщиками оружия Эр-Рияду для войны против Йемена.
Конфликт между Эр-Риядом и Тегераном, по сути, является трехсторонним конфликтом, в который в первую очередь вовлечен Йемен.
Ранее, в сентябре 2014 года, хуситская вооруженная повстанческая группировка вторглась в Сану и взяла ее под свой контроль, чтобы сместить тогдашнего президента Йемена Абд-Раббу Мансур Хади, правительство которого контролировалось Эр-Риядом. Шиитские хуситы имеют связи с Ираном.
В прошлом хуситы также выступали против суннитского правительства Саудовской Аравии, которое на протяжении многих лет играло влиятельную роль во внутренних делах Йемена.
Йемен занимает стратегически важное географическое положение с выходом к Аравийскому морю, через которое проходит 70% мировых энергоносителей. Вполне вероятно, что саудовское влияние на Йемен «проталкивается» Пентагоном, у которого есть несколько военных баз в Саудовской Аравии.
Они являются отражением – надежной военной защитой – сделки Вашингтона с саудовским королем в 1971 году, согласно которой Саудовская Аравия, лидер ОПЕК, отныне будет торговать всеми углеводородами в долларах США.
Это привело к тому, что мир наводнили нефтедоллары, что стало краеугольным камнем в гегемонии доллара США в мире.
Так называемая гражданская война в Йемене началась в 2014 году, когда хуситы взяли под контроль столицу Йемена – Сану. Хуситы пользовались, и до сих пор пользуются, поддержкой подавляющего большинства народа Йемена.
В марте 2015 года Саудовская Аравия, предположительно возглавляя обширную коалицию из девяти стран Западной Азии и Северной Африки, начала «военную интервенцию» – войну против Йемена, которая официально и по сей день называется Гражданской войной в Йемене.
По официальной версии, саудовцы отреагировали на призыв свергнутого йеменского президента Хади оказать военную поддержку, чтобы вернуть его на пост руководителя государства и избавиться от движения хуситов.
Оглядываясь назад и зная то, что мы знаем сегодня, можно утверждать: настоящими зачинщиками этой жестокой войны против одной из беднейших стран мира являются США и Великобритания. Они финансируют саудовцев и поставляют им оружие, чтобы те буквально истребляли йеменцев. Страдают в основном женщины и дети.
Они также морят йеменцев голодом, закрывая жизненно важные порты для поставок продовольствия и других жизненно важных товаров: порт Аден и порт Ходейда на Красном море, второй – самый крупный порт в стране.
США снова ведут прокси-войну. Звучит знакомо? Война в Йемене стала одним из многих предвестников войны на Украине. Сколько их еще последует, прежде чем империя-убийца падет?
Восьмилетний конфликт в Йемене – это противостояние между международно признанным правительством, которое поддерживается военной коалицией под руководством Саудовской Аравии и, конечно, США и Великобритании, против повстанцев–хуситов, поддерживаемых народом Йемена и Ираном.
Гуманитарный кризис в стране считается одним из самых тяжелых в мире из-за широко распространенного голода, болезней и нападений на гражданское население.
По данным ООН, в Йемене было убито более 150 000 человек, а также, по некоторым оценкам, более 227 000 человек погибли в результате продолжающегося голода и отсутствия медицинских учреждений из-за войны. По состоянию на март 2023 года население Йемена оценивается в 31,6 миллиона человек.
Достоверных статистических данных о количестве погибших в результате этой войны нет. Но предполагается, что не менее трети жертв – это женщины и дети. Когда речь идет о голоде, то в основном страдают дети.
По словам представителя Oxfam*, «вооруженный конфликт в Йемене усугубил дискриминацию и неравенство. Женщины, в целом, страдают от неравного доступа к услугам и ресурсам, поскольку в их общинах решения часто принимаются мужчинами.»
И наконец, отвечая на ваш вопрос о том, что это может означать для Йемена – на данный момент это трудно предсказать, но я надеюсь, и большая часть мирового сообщества верит, что это приведет к окончанию этой ужасающей войны – и в конечном итоге к миру в Йемене.
GEOFOR: Что мы увидим в будущем? Принесет ли это новое дипломатическое соглашение между Эр-Риядом и Тегераном, достигнутое при посредничестве Китая в течение нескольких дней в Пекине, долгожданный мир в Йемен – и необходимое финансирование для оказания помощи в социальной реабилитации и восстановлении инфраструктуры Йемена?
Кениг: Обе страны, Иран и Саудовская Аравия, обязались «не вмешиваться» во внутренние дела друг друга, согласно совместному заявлению официальных лиц Саудовской Аравии, Ирана и Китая.
Представители обеих стран также заявили, что возобновят соглашение о сотрудничестве в области безопасности, подписанное в 2001 году, и будут работать над укреплением «регионального и международного мира и безопасности».
Региональный конфликт между Эр-Риядом и Тегераном усугубляется тем, что обе страны поддерживают противоборствующие стороны и в Сирии, а Иран поддерживает движение «Хезболла» в Ливане. Саудовская Аравия, наряду с США и Израилем, считает «Хезболлу» террористической группировкой.
Инициатива Китая по объединению двух ближневосточных стран и установлению мира между ними многогранна. Это крупное, поистине тектоническое достижение. Иран и Саудовская Аравия являются одними из крупнейших в мире производителей нефти и газа. Их общие интересы выходят далеко за рамки совместного членства в ОПЕК.
Обе страны стремятся отделиться от западной, все более хаотичной, подверженной санкциям, мошеннической экономической системы, намереваясь сместиться на восток – в восточные коалиции во главе с Китаем и Россией.
Обе страны хотели бы присоединиться к альянсу БРИКС, члены которого, в свою очередь, надеются быть принятыми в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), возглавляемую Китаем и Россией.
Китайская инициатива «Пояс и путь» в течение последнего года или около того оказывала мощную поддержку «БРИКС-плюс», что свидетельствует о том, что объединение БРИКС с восточными объединениями и в конечном итоге полная интеграция – приветствуется.
«Пояс и путь» также может сыграть важную роль в восстановлении Йемена, что было бы позитивным событием, а также приглашением к продвижению в сторону восточных альянсов.
Роль Пекина в посредничестве при заключении соглашения – это большая дипломатическая победа для Китая, а также для Ирана, Саудовской Аравии и, надеюсь, для Йемена. Это действительно беспроигрышное решение.
Хотя конфликты в Ираке и Сирии все еще продолжаются, есть перспектива, что динамика, созданная Китаем благодаря возобновлению дипломатических отношений между Эр-Риядом и Тегераном, может в конечном итоге привести к установлению прочного мира на Ближнем Востоке.
** Международное объединение из 17 организаций, работающих в более чем 90 странах по всему миру. Целью деятельности объединения является решение проблем бедности и связанной с ней несправедливостью во всем мире.
Питер Кениг – экономист и геополитический аналитик, научный сотрудник Центра исследований глобализации (Centre for Research on Globalization), Монреаль, Канада и научный сотрудник-нерезидент Института Чонъян Университета Жэньминь, Пекин. В прошлом – старший экономист Всемирного банка и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), где он более 30 лет работал в области разработки водных ресурсов и окружающей среды по всему миру. Читает лекции в университетах США, Европы и Южной Америки. Регулярно пишет для онлайн–журналов. Кениг – автор книги «Имплозия – Экономический триллер о войне, разрушении окружающей среды и корпоративной жадности» (Implosion – An Economic Thriller about War, Environmental Destruction and Corporate Greed) и соавтор (совместно с Синтией Маккинни) книги «Когда Китай чихает: От изоляции коронавируса до глобального политико-экономического кризиса» (When China Sneezes: From the Coronavirus Lockdown to the Global Politico-Economic Crisis).
Беседовал – Сергей Духанов, журналист-международник, американист. Работал собственным корреспондентом Агентства печати «НОВОСТИ» в Канаде (Оттава, 1990-1992 г.г.) и шефом американского бюро (Вашингтон, 1996-2001 г.г.) газет «BusinessMN», «Деловой мир» и «Интерфакс-АиФ».