Планы Москвы и Минска разместить в Белоруссии российское ядерное оружие «ближнего боя» вызвали на Западе панику.
Президент РФ Владимир Путин 25 марта заявил, что Москва и Минск договорились, не нарушая международных обязательств, разместить тактическое ядерное оружие (ТЯО) в Белоруссии. Речь идет о ракетном комплексе «Искандер-М», о переоборудовании самолетов белорусских ВВС под тактические авиабомбы и обучении экипажей, о завершении к 1 июля строительства специального хранилища, которое будет находиться под контролем России.
Он особо подчеркнул, что Россия не передает ТЯО, а осуществляет то, что делали США десятилетиями.
Напомню, что в рамках НАТО действует программа Nuclear sharing (с англ. «ядерное совместное использование»). Эта концепция предусматривает предоставление безъядерным членам альянса права на использование ТЯО США, размещенного на их территории. При этом американцы сохраняют за собой контроль над кодами для активации боеголовок.
Масла в огонь подлил и белорусский лидер Александр Лукашенко. В ежегодном послании к народу и парламенту 31 марта он заявил: «Надо будет, мы с Путиным решим и введем сюда и стратегическое ядерное оружие. И они это должны понимать, мерзавцы, которые там за границей сегодня пытаются взорвать нас изнутри и извне. Мы ни перед чем не остановимся, защищая свои страны, свои государства и свои народы».
Тотчас по инициативе США и Украины было созвано экстренное заседание Совбеза ООН.
«Ни одна страна не угрожает России или президенту Путину. Планы Москвы – это попытка убедить западные страны сократить военную помощь Украине. <...> Россия не уважает свои международные обязательства и даже обещания друзьям», – заявил представитель США. Он намекнул на совместное заявление лидеров РФ и КНР после переговоров 21 марта в Москве, что «ядерные державы не должны размещать ядерное оружие за пределами национальных территорий». Тут, правда, неувязочка: Москва и Минск с 1999 года осуществляют интеграцию в рамках Союзного государства.
При этом именно Штаты продолжают накачку той же Украины современным оружием, которое по своей мощности приближается к ТЯО. Неудивительно, что в России на экспертном уровне открыто говорят: в случае эскалации дело может дойти и до «ядерного ответа».
«Я убежден, что в недалеком будущем нам, к сожалению, придется применить ТЯО на Украине. Другого пути спасти себя от стратегического поражения, об угрозе которого говорит Путин и которое может привести к гибели России, я лично не вижу. У нас просто может не остаться иного механизма воздействия. И это наше великое счастье, что <...> у нас пока еще остался этот ракетно-ядерный щит», – считает эксперт, он же полковник авиации в запасе Виктор Алкснис.
По его мнению, один из поводов для его применения уже случился. Это удар с украинского беспилотника по стратегическим бомбардировщикам в Энгельсе в декабре прошлого года. В соответствии с принятой доктриной в области ядерного сдерживания после этого должен был последовать «ядерный ответ». Но Кремль проявил ответственность и выдержку. Однако терпение не безгранично...
И США, и СССР во времена холодной войны разработали ядерное боевое оснащение для множества видов вооружений: и авиабомбы, и артиллерийские снаряды, и торпеды, и зенитные ракеты, и мины, и даже специальные заряды для диверсантов, которые помещаются в вещмешок.
Для каждого вида ТЯО имелась внушительная линейка средств доставки. В США – тактические и оперативно-тактические ракетные комплексы «Онест Джон», «Литтл Джон», «Сержант», «Капрал», «Лакросс», «Ланс». Часть из них могла быть передана в распоряжение ВС стран НАТО. Но после 1991 года Штаты резко сократили арсенал своего ТЯО, отдавая предпочтение авиабомбам с ядерными боеголовками.
У ВС России техники, которую можно зарядить ядерной начинкой, предостаточно. Причем она в большинстве своем задействована в СВО. Это и САУ 2С7М «Малка», и 240-мм самоходный миномет 2С4 «Тюльпан», и крылатые ракеты «Калибр-М» морского базирования, и оперативно-тактический комплекс «Искандер-М». С 2018 года стали поступать гиперзвуковые ракетные комплексы «Кинжал» с ракетой 9-А-7660. Да что там говорить, спецбоеприпасом может выстрелить любая наша 152-мм гаубица или пушка.
В отличие от ракет стратегического назначения, которые стоят на боевом дежурстве с ядерными боеголовками, ТЯО хранится отдельно от носителей. Для этого существуют сорок с лишним складов, подведомственных 12-му Главному управлению Минобороны.
Точных открытых данных о количестве ТЯО, которыми располагает Россия, нет. Даже по самым скромным оценкам зарубежных наблюдателей, их у нас – около 2000. Очень вероятно, что реальные «тактические» закрома Родины куда обширнее – озвучивались предположения о 6000 и даже 10 000 боезарядов. У американцев ТЯО не более 500 единиц. Отсюда, собственно, на Западе и переполох.
Отмечу, взрыв современного тактического ядерного боеприпаса будет гораздо «чище» условного Чернобыля. Боеголовки проектируются с учетом наиболее полного использования делящихся материалов и минимизации радиоактивного заражения. Зона сплошного поражения даже 10-килотонного наземного взрыва невелика – порядка одного километра в радиусе. А радиоактивное заражение местности будет сильно зависеть от типа подрыва: воздушный, при котором огненный шар не коснется поверхности почвы, произведет масштабные разрушения, но будет сравнительно «чистым». В случае принятия решения о применении ТЯО в СВО, помимо уничтожения личного состава ВСУ, из строя выйдет вся находящейся окрест техника, поставленная США и их союзниками. Боевой атом выжжет всю электронику.
...Это для сведения супостатам, чтобы боялись! Однако лучше бы до применения грозного оружия дело не дошло – загнать «ядерного джина» обратно в бутылку будет непросто.