Что выберет Тайвань: процветание или войну?

В последнее время некоторые официальные лица и эксперты всполошились относительно возможного нападения Китая на Тайвань. Что бы это значило?

Масла в огонь подлили традиционные в общем-то высказывания председателя Си Цзиньпина, в которых он призывает военных укреплять обороноспособность и всегда быть готовыми к отражению угроз. Что поделаешь: мир еще только учится понимать Китай, правильно интерпретировать слова китайского политического бомонда могут немногие. Чаще они воспринимаются буквально, или слишком прямолинейно, без контекста.

На самом деле призыв к войне с Тайванем с точки зрения китайцев звучит абсурдно: как это мы можем напасть сами на себя, спросят китайцы? Ведь жители КНР справедливо считают остров своей исконной территорией, одной из провинций. Да, сейчас она незаконно временно отторгнута, находится под протекторатом Вашингтона. Но это же временно. К тому же на Тайване живут китайцы, единокровные браться. Как на них нападать?

Национально-освободительная армия Китая, конечно же будет неустанно готовиться освободить Тайвань от ига американских оккупантов и их наймитов. Но это вовсе не означает, что китайские танки вот-вот двинутся на Тайвань прямо через пролив. Условия, при которых Китай применит военную силу против Тайваня, четко прописаны в конституции КНР и военной доктрине. Об этих условиях, хочется думать, знают и в Тайбэе, и в Вашингтоне, и красные линии нарушены не будут. Так что применять военную силу скорее всего не будет необходимости. Тайвань сам упадет в руки Пекина как созревший плод. При этом военная помощь США и горы американского оружия на острове так и останутся пылиться под чехлами.

Но для того, чтобы это случилось, Китай будет продолжать оказывать на нынешний тайваньский режим военное, санкционное и политическое давление.

Из последнего. 9 апреля Минобороны Тайваня зафиксировало приближение к острову 58 самолетов НОАК. Целая армада из истребителей, стратегических бомбардировщиков и военно-транспортных самолетов пересекла так называемую срединную линию Тайваньского пролива и вошла в опознавательную зону ПВО острова. Вчера таких же самолетов было 78. А в это время вокруг Тайваня проходят масштабные маневры китайского флота, который отрабатывает действия по окружению острова. По заявлению Минобороны Китая, это является «предупреждением выступающим за независимость острова сепаратистским силам, а также необходимой мерой для защиты суверенитета и территориальной целостности КНР».

Пока что американские корабли регулярно без разрешения Пекина проходят близ острова Тайвань – провинции Китая. Причем США это официально признают. То есть они сознательно заходят в территориальные воды, нарушая суверенитет КНР. Отреагировать соответственно Китай пока не готов, хотя в прошлом году после визита Нэнси Пелоси на Тайвань китайские военные продемонстрировали, как могут блокировать судоходство в этом районе. Объявив этот район местом проведения масштабных учений, китайские военные сильно ограничили проход судов. Кстати, военно-морская блокада может быть тем нелетальным средством возвращения Тайваня «в лоно родины». После визита Пелосси Китай по факту сузил так называемые территориальные воды Тайваня, постав их под контроль своего флота.

Сейчас поводом к аналогичным действиям стала поездка президента Тайваня в США. «Третье лицо в американском правительстве, спикер палаты представителей Конгресса США Кевин Маккарти публично встретился с Цай Инвэнь, а официальные лица и конгрессмены контактировали с ней, предоставив трибуну Цай Инвэнь для сепаратистских высказываний о «независимости Тайваня», – отреагировали в китайском МИДе. – Суть этого шага заключается в том, что США, вступив в сговор с Тайванем, потворствуют усилиям сепаратистов, выступающих за «независимость Тайваня», под предлогом «транзита» заниматься политической деятельностью в Соединенных Штатах, осуществлять официальные контакты между США и Тайванем, а также повышать уровень существенных связей между США и Тайванем, что серьезно нарушает принцип одного Китая и положения трех совместных китайско-американских коммюнике, серьезно подрывает суверенитет и территориальную целостность Китая и посылает сугубо ошибочный сигнал сепаратистским силам, выступающим за «независимость Тайваня». Китай категорически выступает против этого и решительно осуждает».

Но это не просто очередное китайское предупреждение. А повод еще туже затянуть петлю на шее тайбэйского режима. Китайский флот тут же активизировал свои действия близ берегов Тайваня. «На перехват» американского авианосца «Нимиц», следовавшего курсом на Тайвань, направился китайский авианосный корабль «Шаньдун». В отношении целого ряда американских организаций и лиц Китай ввел санкции. Экономические санкции в отношении Тайваня и компаний и представителей США, нарушающих суверенитет КНР, постоянно расширяются.

Характерно, что почти одновременно с поездкой главы Тайваня в США в Китае находился зампред оппозиционной тайваньской партии Гоминьдан (Гоминьдан). Он встретился с китайскими высокопоставленными чиновниками, а сопровождавшая его большая группа тайваньских бизнесменов совершила вояж по КНР, устанавливая новые бизнес-контакты. 

В 2024 году на Тайване (как и в России, кстати) будут выбирать лидера страны. От партии Гоминьдан (той самой, которая, разойдясь с китайскими коммунистами по процедурным вопросам и проиграв затем в гражданской войне, перебралась на Тайвань и провозгласила там свое китайское государство) кандидатом выдвинут глава и основатель крупного, даже по мировым меркам, тайваньского производителя айфонов – компании Foxconn. Фамилия у него подходящая – Го, зовут его Таймин (фамилии у китайцев, замечу, это всегда первый иероглиф). И вот что не так давно заявил этот кандидат в президенты Тайваня: «Опасно голосовать за Демократическую прогрессивную партию (ДПП), которая превозносит независимость Тайваня и выступает против Китая. Нельзя позволить ДПП продолжать править, мы не можем позволить нашим сыновьям и дочерям жить под градом пуль».

И это не какой-то там а-ля Янукович. Это вполне прагматичный и сообразительный товарищ, раз он основал и руководит такой компанией. Просто он и его коллеги поняли, что пора кончать с ненужной конфронтацией с материком. Они, как и немалое число тайваньских китайцев, осознают, что полезнее уже забыть былые распри во имя будущего процветания острова как альтернативы войне и разрушениям во имя иллюзорных «демократических ценностей», в угоду американским интересам.  На Тайване все больше людей начинают понимать, что под маркой борьбы добра со злом их будут пытаться использовать как украинцев для «сдерживания Китая». К тому же перед глазами тайваньцев пример Сянгана (Гонконга), где после возвращения в состав КНР мало что изменилось. Фактически Тайвань поставлен перед выбором: мирная жизнь в едином китайском государстве, глобальном лидере, или война и разрушения во имя иллюзорных ценностей.