Блокады кольцо и чипы смотрят в лицо

В противостоянии с Китаем из-за Тайваня США открывают новые базы на Филиппинах.

А почему, собственно говоря, США придают такое значение Тайваню, что готовы вступить в конфликт с Китаем и заявляют о готовности чуть ли не воевать из-за этого острова? Причем, что интересно, даже насчет Украины таких воинственных заявлений не слышно.

foto

© ROLEX DELA PENA/POOL/EPA/ТАСС

Все дело, как всегда, в экономической составляющей. В современном мире кто владеет Тайванем, тот владеет миром. Объясняем, почему.

И Китай, и Тайвань – мировые лидеры в производстве полупроводников и чипов. 40 процентов от общемирового выпуска полупроводников приходятся на долю Тайваня. 50 процентов обеспечивает Пекин. И путем простейшего сложения мы получаем ответ, почему Китай так остро претендует на Тайвань, а США готовы защищать его едва ли не силой. Все правильно, в случае объединения Пекина и Тайбэя на них придется 90 процентов выпуска полупроводников, и они смогут тогда всем диктовать свои условия.

Контроль над продукцией крупнейшего производителя чипов Taiwan Semiconductor Manufacturing (TSMC) позволит Пекину ставить свои условия США, которые производят всего лишь 0,3% чипов в рамках мирового рынка микроэлектроники. А потребляют 12 процентов всех производимых в мире чипов.

При этом Тайвань производит 92% чипов с ведущим логическим узлом, без которых невозможны квантовые вычисления, беспроводные сети, искусственный интеллект (ИИ) и прочие высокие технологии. Оставшиеся 8% таких чипов производит Южная Корея, которая использует их на свои нужды. В самих США чипы с ведущими логическими узлами не производятся вообще.

Теперь понятно, почему Тайвань так важен и для Китая, и для США, и почему последние собираются, по сообщению The Wall Street Journal, увеличить численность своих войск на этом острове. Хотя сейчас контингент американцев составляет всего 30 военнослужащих, американцы собираются в ближайшее время разместить еще 100-200 человек, которые, как говорится в публикации WSJ, будут обучать местные силы не только обращаться с американским вооружением, но и военным маневрам. То есть очевидно, что Америка явно готовится к дальнейшему противостоянию с Китаем не только путем увеличения своего контингента.

Американцы подтягивают к этой проблеме и своих союзников – Японию и Филиппины. Но нельзя забывать и об усилении альянса AUKUS, куда входят США, Австралия и Великобритания, что резко меняет геополитические расклады в Индо-Тихоокеанском регионе, поскольку участники этого тройственного союза дали зеленый свет производству нового флота атомных подлодок. Вместо с тем усиливается и другой, не менее мощный союз, Япония-Филиппины-США (JAPHUS). И оба этих военно-политических союза направлены на сдерживание Пекина в отношении Тайбэя.

А после ухода имевшего нормальные отношения с Пекином президента Филиппин Дутерте новый глава этой страны Фердинанд Маркос-младший готов сделать свою страну ключевой в блоке JAPHUS.

Его администрация согласилась открыть самые северные военные базы на Филиппинах для американских войск в рамках Соглашения о расширенном оборонном сотрудничестве (EDCA). При этом филиппинский остров Мавулис, на котором размещен военно-морской отряд, находится почти в 100 морских милях от берегов Тайваня.

А в начале февраля глава Пентагона Ллойд Остин, посетив Филиппины, договорился, что Маркос-младший предоставит американским ВС доступ к ещё четырём базам на территории своей страны. «Есть на севере (острова Лусон, располагающегося к югу от Тайваня), есть в районе Палавана (на побережье Южно-Китайского моря), есть и южнее. Это действительно нужно для защиты нашего восточного побережья, но здесь действуют также соображения, связанные с нашим континентальным шельфом на восточной стороне Лусона. Этот момент нужно учитывать», – приводит слова Маркоса филиппинская газета The Manila Times.

Теперь американские военные получат доступ к этим четырем объектам в дополнение к пяти, которые уже используются США на Филиппинах в рамках Соглашения о расширении оборонного сотрудничества от 2014 года. «Мы продолжим оборонное сотрудничество с нашими замечательными партнерами (Филиппинами) для наращивания и модернизации вашего потенциала и повышения нашей оперативной совместимости», – сообщил глава Пентагона Остин по итогам визита. Очевидно, что США таким образом расширяют свое военное присутствие на Филиппинах в рамках стратегии сдерживания КНР в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Тем самым Филиппины под руководством нового президента отказываются от нейтралитета. О каком нейтралитет может идти речь, если Филиппины и США ежегодно проводят более 500 совместных мероприятий в сфере безопасности?

«Мы сталкиваемся здесь с реальной геополитической ситуацией. Наш союз с Соединенными Штатами, очевидно, очень важен из-за того, где мы находимся сегодня, и что бы мы сейчас ни делали – многое из этого действительно связано со сдерживанием», – сказал Ромуальдес, посол Филиппин в Вашингтоне и, кстати, двоюродный брат действующего президента.

Почему США придают такое значение Филиппинам? Потому что через них проходит более 30 процентов мировой морской торговли, а еще это своего рода остров-авианосец. И начиная с 1951 года, когда Филиппины и США подписали Договор о взаимной обороне (MDT), их военное сотрудничество только усиливалось. В 1988-м между этими странами было подписано еще и Соглашение о приглашённых силах (VFA), а в 2014-м – Соглашение о расширенном оборонном сотрудничестве (EDCA). Правда, при президенте Родриго Дутерте, который выступал против присутствия иностранных войск, военное сотрудничество несколько приостановилось, но пересмотрено не было. А при новом президенте Макросе-младшем оно стало еще активнее.

То есть совершенно очевидно, что США, готовясь к будущему конфликту с Китаем из-за Тайваня, окружают его ожерельем своих военных баз, создавая из своих союзников некое НАТО в Индо-Тихоокеанском регионе.