Пакистан попал в сложное экономическое положение

В прошлом месяце Китай и Пакистан отпраздновали десятую годовщину создания китайско-пакистанского экономического коридора, стоимость которого оценивается в 64 миллиарда долларов США.

Однако заявление специального помощника премьер-министра Пакистана Сайеда Тарика Фатеми омрачило это событие. «Просроченные платежи китайским ПЭС [независимые электростанции, построенные и эксплуатируемые Китаем в Пакистане] в настоящее время составляют 1,5 миллиарда долларов США», – написал он. По его словам, это вызывает огромную озабоченность у китайских компаний.

Речь идет о трех электростанциях в Хабе, Сахивале и Порт-Касиме. Хаб находится в пакистанском Белуджистане; Сахивал и Порт-Касим находятся в провинциях Пенджаб и Синд соответственно.

Другие электростанции, работающие на газе, также переживают кризис: Пакистан не может импортировать СПГ, хотя в Белуджистане есть богатые запасы, но они используются неэффективно. В связи с этим более половины страны столкнулась с серьезным энергетическим кризисом. Страдает и бизнес, и люди.

При этом внешний долг государства составляет 126 млрд. долларов. Китай, как главный благодетель Пакистана взял обязательства оплатить оттуда 30 млрд. В то же время переговоры с МВФ о столь необходимых кредитах постоянно «продолжаются». Хотя, МВФ выручал Пакистан 22 раза за 75 лет.

Тем не менее, на днях Пакистан заявил, что Объединенные Арабские Эмираты пообещали предоставить кредит в размере 1 миллиарда долларов, несколько приблизив страну к заключению кредитного соглашения с МВФ, чтобы избежать дефолта.

Многие обвиняют укоренившуюся пакистанскую бюрократию и армию в узурпации экономических доходов, которые по праву должны достаться государству.

Как отмечают азиатские аналитики, Пакистан «смотрит в глубокую темную дыру». Ему нужно нечто большее, чем просто экономическая реформа – нужна институциональная реформа. В отсутствие такой реформы нестабильность Пакистана в ближайшее время представляет растущую опасность для всего региона, от Афганистана до Индии и, возможно, Ирана.