13 апреля Силы быстрого реагирования Судана (военизированное формирование, численность которого превышает 100 000 человек и сопоставима с численностью армии) начали перегруппировку и развертывание войск в крупнейших городах страны, в том числе и в столице Хартуме. В ответ суданская армия выступила с заявлением, отметив, что дислокация Сил быстрого реагирования в Хартуме и ряде городов «незаконна и прошла без согласования и координации с вооруженными силами».
Вскоре между СБР и армией Судана вспыхнули бои. СБР удалось захватить штаб генерального командования ВС Судана, президентский дворец и главный аэропорт страны. В ответ армия нанесла авиаудары по штаб-квартире СБР в Хартуме и другим объектам. Боестолкновения проходят в различных провинциях государства.
По данным ВОЗ в ходе столкновений с 13 апреля более 83 человек были убиты и более 1126 ранены.
В чем причина столкновений?
Руководит Силами быстрого реагирования вице-президент Суверенного совета Судана Мухаммад Хамдан Дагло, также известный по прозвищу Хамедти. В 2021 году члены СБР объединились с вооруженными силами и свергли Омара аль-Башира, отдав власть в стране Суверенному совету.
Впрочем, уже после переворота Хамедти и Абдель Фаттах аль-Бурхан, возглавивший совет, так и не смогли договорится о формировании переходного органа власти. Помимо этого, в СБР отказались интегрироваться в армейские структуры, что лишь усилило напряженность. Сам Хамедти заявил, что растворение СБР в составе регулярной армии подорвет его политические позиции.
Примечательно, что за два дня до эскалации глава Сил быстрого реагирования провел встречи со спецпосланниками США, Великобритании и Норвегии в Судане, а американская пресса на этом фоне публикует тезисы о том, что в руководстве Судана находятся лица, связанные с Россией.