Председатель Си Цзиньпин и президент Луис Инасиу Лула да Силва наметили планы дальнейшего развития китайско-бразильских отношений.
Отметив 100 дней своего правления на посту президента Бразилии, 78-летний Луис Инасиу Лула да Силва отправился с визитом в Китай. Это его четвертый зарубежный визит в качестве главы государства в 2023 году. После инаугурации Лула посетил в январе Буэнос-Айрес, где восстановил нарушенные его предшественником добрососедские отношения с Аргентиной и договорился с президентом Альберто Фернандесом сделать «первый шаг к мечте о единой свободной от доллара валюте». Затем в Монтевидео уговорил президента Уругвая Луиса Лакалье Поу модернизировать Южноамериканский общий рынок MERCOSUR (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай), придав ему большую самостоятельность. В феврале побывал в Вашингтоне, где, судя по всему, не получил ожидаемого понимания, но заручился поддержкой президента Джо Байдена своей инициативе «мирного решения украинского вопроса». И с этим «багажом» в середине апреля поехал «за поясом» в Пекин.
Чтобы представить то особое значение, которое он придавал именно этому визиту, достаточно сказать, что сопровождали его около 40 высокопоставленных лиц, в том числе члены кабинета министров, губернаторы и члены Конгресса. Накануне – в конце марта, когда Лула заболел и перенес визит в Китай, – более 240 бразильских предпринимателей «наводнили» Поднебесную и заключили около двадцати торгово-экономических соглашений.
В свою очередь с конца марта председатель КНР Си Цзиньпин взял необычный темп дипломатической активности и принял глав государств и правительств Испании, Сингапура, Малайзии, Франции и Европейского союза. Однако именно к визиту бразильского президента было приковано особое внимание мировых политиков.
Президент Бразилии находился с визитом в Китае 13 и 14 апреля. Он побывал в Шанхае, где принял участие в церемонии вступления в должность нового президента Нового банка развития (НБР) БРИКС Дилмы Руссефф, посетил центр исследования и разработок Huawei. В Пекине бразильского лидера принимали председатель Всекитайского собрания народных представителей Чжао Лэцзи, премьер Госсовета Ли Цян. Переговоры председателя КНР Си Цзиньпина с президентом Бразилии Луисом Инасиу Лулой да Силвой прошли в Доме народных собраний. По итогам были подписаны 15 двусторонних документов в таких областях, как торговля и инвестиции, цифровая экономика, научно-технические инновации, информация и коммуникации, в том числе развитие технологий для телекоммуникаций 5G, Интернета и кибербезопасности, снижение уровня бедности, карантинный надзор и строительство шестого спутника, используемого для мониторинга Амазонки. По итогам принято совместное заявление.
«Китай будет вместе с Бразилией создавать новое будущее китайско-бразильских отношений в новую эпоху и играть позитивную и важную роль в содействии миру, стабильности и процветанию в регионах, где расположены Китай и Бразилия, и в мире в целом. Китайская сторона будет активно рассматривать возможности сопряжения инициативы "Пояс и путь" и бразильской стратегии "реиндустриализации"», – заявил Си Цзиньпин.
«Китай является незаменимой силой в мировой политике, экономике и торговле, науке и технологиях, а также играет жизненно важную роль в содействии миру и развитию во всем мире. Бразилия привержена построению более тесных отношений с Китаем со стратегической точки зрения формирования справедливого и равноправного международного порядка», – ответил Луис Лула да Силва.
Можно выделить три с половиной направления «всеобъемлющего стратегического партнерства»:
1) переход от традиционных сфер бизнеса к передовым технологиям, «зеленой» и цифровой экономике;
2) укрепление стратегического сотрудничества между Бразилией и Китаем в области «глобального управления», продвижения многосторонности и «нового, более справедливого и рационального международного порядка»;
3) увеличение взаимодействия Китая с Латинской Америкой в целом.
И 3,5, на которое очень рассчитывали на Западе, – упоминание «больной» для истеблишмента США и Евросоюза темы, связанной с конфликтом на Украине.
Двусторонняя торговля между Бразилией и Китаем достигла в 2022 году 152,8 млрд долларов – 37-кратный скачок за двадцать лет. Бразилия стала десятым по величине торговым партнером Китая. КНР – крупнейшим экспортным рынком Бразилии, ежегодно на десятки миллиардов долларов потребляющим соевые бобы, говядину, железную руду, птицу, целлюлозу, сахарный тростник, хлопок и сырую нефть, пишет бразильская газета O Globo.
За последние два десятилетия компании из КНР инвестировали в страну около 70 миллиардов долларов, что составило более 40 процентов инвестиций КНР в регионе. Причем 48 процентов всех капиталовложений КНР в стоимостном выражении пришлись на финансирование в секторах производства возобновляемой энергии, таких как гидроэнергетика, солнечная энергия и ветер.
В настоящее время китайские компании реализуют проекты в 23 из 27 штатов Бразилии, инвестируя в нефтяной сектор, в добычу редких металлов, агрологистику. Компании из КНР также открыли заводы в крупных бразильских городах по производству автомобилей и особенно электромобилей, автобусов и тяжелого оборудования. В области телекоммуникаций Huawei является ведущим поставщиком технологий 5G по всей стране. Наконец, Китай вложил значительные средства в финансовый и медицинский секторы Бразилии.
Не сказать, что развивающаяся активность и широта китайско-бразильского торгово-экономического сотрудничества радует сторонников однополярного мира. У США и Канады это порождает ревность, у Евросоюза – зависть. Но еще большее раздражение и желание напакостить вызывают возможные политические последствия апрельских переговоров в Пекине.
«Наши интересы в отношениях с Китаем не просто коммерческие, – сказал Лула во время встречи с председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Чжао Лэцзи. – У нас есть политические интересы, и у нас есть интересы в построении новой геополитики».
Первую угрозу развитый Запад распознал в решении совершать торговые сделки своими собственными валютами, отказавшись от посредничества доллара путем конвертации бразильских реалов в юани и наоборот. Вдобавок ко всему в это же время в Шанхае новым главой Нового банка развития (НБР) БРИКС (объединяет Бразилию, Россию, Индию, Китай и ЮАР) стала бывший президент Бразилии Дилма Руссефф. НБР позиционирует себя как альтернативу Международному валютному фонду и Всемирному банку. «Кто решил, что доллар будет (мировой) валютой?», – Лула обвинил МВФ и ВБ в навязывании кабальных и карательных кредитных условий развивающимся странам. Это не очень понравилось американцам, которые указывают, что отказ от использования доллара США в коммерческой деятельности представляет «большую опасность» для «свободы и демократии», пишет аргентинская газета La Prensa. И Китай, и Бразилия позиционируют себя в качестве посредников на Украине, имея свои в чем-то схожие, а в чем-то отличающиеся предложения по урегулированию конфликта. Обе страны отказались присоединиться к западным странам и ввести санкции против России за ее «вторжение», обе страны не поставляют вооружение и военную технику противоборствующим сторонам.
В Вашингтоне и Брюсселе рассчитывали, что и Цзиньпин, и Лула осудят действия Москвы в отношении Украины, отмечало агентство The Associated Pres. Ошибочка вышла. Одно только предложение бразильского президента Киеву отказаться от Крыма в качестве средства установления мира разозлило западных покровителей Зеленского. «Стороны заявили, что диалог и переговоры являются единственным "выходом из кризиса в Украине" и что все усилия, ведущие к мирному урегулированию кризиса, должны поощряться и поддерживаться», – и никаких других оценок в совместном заявлении.
В отличие от отсутствия подробностей позиции по Украине, совместное заявление двух руководителей прямо касалось территориальной целостности Китая. «Бразильская сторона подтвердила свою твердую поддержку принципа "одного Китая", согласно которому правительство Китайской Народной Республики является единственным законным правительством всего Китая, а Тайвань является неотъемлемой частью китайской территории», – утверждается в совместном заявлении. Для США прозвенел колокол-предупреждение Вашингтону, что подобную позицию займут или поддержат страны третьего мира, которые участвуют в китайском проекте «Один пояс, один путь». Только в Латинской Америке их уже 20.
Скорее всего Пекин будет двигать динамику своих политических отношений с Южной Америкой посредством «Инициативы глобального развития», которая кардинально отличается от ценностей ограниченного правительства, индивидуальных прав и процедурной демократии, которые Вашингтон традиционно продвигает в своем «подбрюшье». Пекин поставил на пять самых мощных экономик континента – Бразилию, Мексику, Аргентину, Колумбию и Чили, которые находятся под управлением прогрессивных правительств. За ними, почувствовав разницу, последуют остальные, считает Карлос фон Дёллингер, президент Института прикладных экономических исследований Бразилии.
«Россия значительно отстала от Китая в построении своих отношений со странами Латинской Америки. В лучшем случае лет на десять отстала. Даже имиджевые потери США не восполняют наши пробелы на латиноамериканском направлении. Нет ничего хуже, чем ждать и догонять», поделился своим мнением на условиях анонимности российский дипломат.
Не все потеряно. Министр иностранных дел России Сергей Лавров с 17 по 21 апреля посещает Бразилию, Венесуэлу, Никарагуа и Кубу, сообщил МИД РФ. Российский министр летит в регион с конкретной повесткой дня, нацеленной на укрепление взаимовыгодного сотрудничества наших стран в политической, торгово-экономической, образовательной, гуманитарной, культурной и иных сферах. О конкретных предложениях не сообщается.
«Бразилия вернулась», – объявил Луис Инасиу Лула да Силва. В 2024 году страна готовится принять у себя саммит G20 и на год стать председателем Группы, а в 2025-м – председателем БРИКС. Есть, о чем серьезно поговорить начавшему с Бразилиа свою поездку по странам Латинской Америки российскому министру иностранных дел.