Китай вновь признали центром мира

Европейские лидеры, сменяя друг друга, водили хороводы вокруг руководителя КНР, а тот после этого направил своего министра обороны в Россию.

После переизбрания Си Цзиньпина на высшие государственные должности в марте он совершил лишь один визит за рубеж. Какой, все прекрасно знают. В Москву. А затем европейцы зачастили на поклон к Си. Одна известная английская газета даже провела аналогию столетней давности, когда иностранные послы отправлялись в Поднебесную с подарками и добивались благосклонности императора. Кстати, если кто не знает, в те времена (до нашествия западных варваров) Китай производил до 35 процентов мирового ВВП.

foto

GLOBAL LOOK PRESS

Но вернемся в ХХI век. Последней среди западных визитеров была экзальтированная дама из Германии – министр иностранных дел Анналена Бербок. Канцлер Шольц, как мы помним, был в Пекине ранее. И кое-чего добился в экономическом плане, потому что на политику особо не упирал.

В сети есть видео совместной пресс-конференции двух министров иностранных дел – немецкого и китайского. Демонстрируя отсутствие дипломатизма, Бербок в назидательном тоне указывает коллеге на тяжелое положение уйгуров, требует сохранения статус-кво по Тайваню, призывает оказать давление на Россию и выступает за экономическую свободу в Китае. Все это в духе недавно принятой ФРГ концепции сдерживания Китая и больше напоминает отчет перед «вашингтонским обкомом»: видите, мы по вашему указанию за «демократию» боремся, никого не боимся. Министр иностранных КНР Цинь Ган все это спокойно выслушивает и отвечает одной фразой: «Нам нужны переговоры на равных при взаимном уважении, без снисходительных лекций». И приглашает немку к выходу. Пока из зала.

Бербок представляет те (в основном американоориентированные) силы в Германии, которые требуют развода с Китаем. При этом Китай был и остается для Германии самым главным торговым партнером. Ухудшение политических отношений не может не отразиться на экономических, а это в корне противоречит интересам ФРГ. Также, как и отказ от торговли с Россией. По данным Синьхуа, товарооборот ФРГ-КНР в прошлом году составил 297 млрд евро. С США немцы наторговали в 2022 году лишь на 247 млрд евро. Причем Германия импортировала из Китая на 191 млрд евро. Согласно выводам немецких аналитических центров (например, Кильского института мировой экономики), не говоря уже о бизнесе, многие группы товаров из Китая незаменимы для немецкой экономики. Если русский трубопроводный газ немцы хоть как-то замещают за все большие деньги, то заменить, например, электробатареи и солнечные панели будет нечем. Китай здесь практически монополист. Рухнет вся концепция зеленого развития, которую, кстати, продвигает представитель «зеленых» Бербок. Противоречие налицо. По прогнозам МВФ, Китай в текущем году нарастит ВВП на 5,2 процента, Германия упадет на 0,1 процента. Что будет с немецкой экономикой при разрыве с Китаем? Ответ понятен. Хотите расти вместе с Китаем или падать вместе с остальным цивилизованным миром?

Примерно в таком же духе была выдержана риторика главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйнен, которая потащилась в Пекин в свите президента Франции Макрона, дабы продемонстрировать единство ЕС перед лицом «китайского дракона». Метящая на пост главы НАТО по протекции Вашингтона немка наглядно показала: ей наплевать, что будет с торговлей ЕС-Китай и что будет с Европой, если она Китай «отменит», как и Россию. У нас много писали о том, что китайцы якобы унизили Ляйнен, не оказав ей подобающие почести. Но это не так. Представитель ЕС была лишь в составе делегации президента Макрона, и Пекин принимал ее строго по дипломатическому протоколу. Вежливо. А вот если Пекин захочет реально ответить на выпады председателя ЕК, это будет сделано изощренно по-китайски, и это увидит весь мир.

Кстати, несколько иначе оценивает ситуацию глава европейской дипломатии Жозеп Боррель, визит которого в Пекин вскоре состоится: «Китай и ЕС имеют прочные экономические отношения, особенно в том, что касается торговли. Общий объем нашей торговли достиг почти 850 миллиардов евро в 2022 году. Но эти обмены становятся все более несбалансированными в ущерб нам. Наш торговый дефицит достиг рекордной отметки в 400 миллиардов евро, или 2,3% нашего ВВП». Это он про то, что Старый Свет все меньше может предложить развивающемуся Китаю и все больше впадает от него в зависимость. Дефицит – дефицитом, но если в Брюсселе и впрямь решат зарезать эту курицу, то это будет означать конец процветания Европы. И никакие США тут не помогут.

Кстати, о США. На фоне трений между Пекином и Вашингтоном и санкционной войны торговля двух крупнейших экономикам мира сократилась в первом квартале текущего года аж на 13,1%, до $161,587 млрд. Товарооборот поражает чудовищным дисбалансом – китайцы поставили товаров на $115,237 млрд (-17% в годовом исчислении), а импортировали на $46,350 млрд.

Куда более прагматично вел себя в Пекине президент Франции Макрон. Он не читал Си Цзиньпину лекции по внутренней китайской политике, потому что знал, что это бессмысленно. За это он был удостоен улыбки председателя Си и камерной чайной церемонии, что по китайским канонам можно расценить как знак уважения. Политический итог – совместная декларация из 51 пункта. Но главная цель этого визита – укрепление экономических отношений. И она была успешно выполнена. Подписано 18 крупных контрактов. В частности, о создании новой сборочной линии на заводе французского производителя самолетов Airbus в Тяньцзине, что позволит удвоить мощности по выпуску моделей A320. Французская энергетическая компания EDF заключила контракт с китайским флагманом атомной энергетики CGN на строительство новых атомных электростанций. Еще есть крупный контракт L'Oréal и Alibaba и так далее.

В итоге французский президент сделал два принципиальных политических заявления, которые сводятся к тому, что Европа должна уменьшить свою зависимость от Соединенных Штатов и избежать втягивания в конфронтацию между Китаем и США из-за Тайваня.

О дистанцировании от России председатель Си Макрону и слова не сказал. Лишь пообещал позвонить как-нибудь президенту Зеленскому. Когда время будет.

Итоги визита Макрона в Китай вызвали раздражение у многих американских и британских комментаторов и СМИ. The New York Times опубликовала зубодробительную статью под заголовком: «Французская дипломатия подрывает усилия США по обузданию Китая». The Telegraph написала: «Макрон унизил себя – и ЕС». «Возможно, это было бы так, если бы главной целью президента Франции было повлиять на политику Китая в отношении России и принести мир на Украину. Но это не совсем то, что было на уме у Макрона в Пекине», – прокомментировала The Asia Times. «Франция всегда сохраняла чувство гордости и отказывалась полностью подчиняться США. У Франции нет оснований рассматривать Китай как объект сдерживания, как это делают США, а не как источник силы для осуществления нормального сотрудничества с Китаем», – написала китайская Global Times. – Урсула фон дер Ляйен, президент Европейской комиссии, более агрессивна, потому что интересы ЕС как института отделены от интересов его государств-членов».

Поведение Макрона в Пекине оценил председатель Евросовета Шарль Мишель: «Что касается вопроса отношений с Соединенными Штатами, ясно, что некоторые европейские лидеры не стали бы говорить то же самое, что Макрон, но я думаю, что довольно многие действительно думают так, как он». Если судить поверхностно, можно сказать, что Китай вбил клин между Европой и США. Хотя на самом деле все куда сложнее.

Как утверждали западные СМИ, одна из задач европейских политиков в Пекине – отговорить Си Цзиньпина от военной поддержки России. И вот результат – председатель КНР посылает своего министра обороны в Россию. Это первый визит генерала Ли Шанфу за рубеж, что тоже о многом говорит. Очевидно, что эта поездка нацелена на реализацию договоренностей между президентом Путиным и председателем Си (о которых мы не все знаем). Официально уже заявлено, что поездка послужит укреплению военного сотрудничества двух стран. Важный нюанс: министр Ли ранее отвечал за военно-техническое сотрудничество Китая с Россией. Очевидно, что и сейчас он будет говорить не только о совместных учениях, и не о поставках в Россию китайских пылесосов и кофемолок.

*Два иероглифа (чжун го), обозначающие Китай, переводятся на русский язык как «срединное, центральное государство».