Президент Букеле выигрывает войну с криминалом

Сальвадор сделал выбор: остаться страной с самым высоким уровнем преступности или страной с самым высоким уровнем заключенных преступников.

«Слава Богу! – сказал 41-летний президент Сальвадора Найиб Букеле. – Март 2023 года стал самым безопасным месяцем в нашей истории».

foto

EFE

И действительно, впервые за 202 года независимости эта самая маленькая центральноамериканская страна смогла свободно вздохнуть, люди стали без страха выходить из дома и гулять по улицам городов, проводить вечера в барах или на танцполах.

Символом безопасности и ужасом преступного мира стала гигантская тюрьма, построенная за полгода в сельской долине на окраине города Теколука примерно в 74 км к юго-востоку от Сан-Сальвадора. Под строительство тюрьмы правительство купило 166 гектаров земли, на 23-х из которых по периметру расположены восемь павильонов, окруженных бетонной стеной высотой 11 метров и длиной 2,1 километра, огражденных электрифицированной колючей проволокой и оснащенных высокотехнологичным оборудованием наблюдения. Крупнейшая в Америке мегатюрьма, рассчитанная на 40 000 арестантов – Центр заключения террористов (исп. Centro de Confinamiento del Terrorismo, CECOT) – была открыта в начале февраля этого года президентом Букеле.

«Сегодня на рассвете одной операцией мы перевели первые 2000 бандитов в Центр заключения террористов, – сообщил президент в своем Twitter-аккаунте. – Это будет их новый дом, где они станут жить десятилетиями, не причиняя больше вреда населению».

На видео, которым президент поделился в соцсети, показали обритых татуированных преступников с голыми торсами в белых шортах, на босу ногу, выстроившихся в очередь на большом тюремном дворе под охраной вооруженных полицейских. Затем со скованными наручниками за спиной руками их сажают в автобус и перевозят в CECOT под усиленной охраной сотен полицейских, агентов службы безопасности Управления пенитенциарных учреждений и солдат, а также в сопровождении военных вертолетов. Вторую группу из 2000 членов банды «переселили» в CECOT 24 февраля 2023 года. Всего за год реализации правительственного «Плана территориального контроля» было арестовано около 67 000 человек.

«Для члена банды есть только два пути: тюрьма или смерть, другого выбора нет», – заявил президент Букеле еще в апреле 2022 года, когда впервые запросил у законодателей введение чрезвычайного положения в стране.

Начиная с 80-х годов прошлого века, тысячи выходцев из Центральной Америки, объятой гражданскими и повстанческими войнами, бежали в США и в конце концов обосновались в Калифорнии, где под влиянием процветавшего криминала стали сбиваться в «мара» (исп. mara/marabunta – вид банды, зародившейся в Соединенных Штатах, откуда распространилась на Сальвадор, Гондурас и Гватемалу). Окончание в 1992 г. гражданской войны в Сальвадоре, унесшей жизни более 75 000 человек, и ужесточение иммиграционной политики США заставили тысячи членов «мара» вернуться на родину.

Так в Сальвадоре появились Mara Barrio 18 (M-18) и Mara Salvatrucha (MS-13), которые стали мощными преступными организациями. Они быстро поглотили остальные местные банды, а также приняли в свои ряды оказавшихся «не у дел» бывших членов эскадронов смерти и геррильи, поднаторевших за время гражданской войны не столько в борьбе друг с другом, сколько в борьбе с мирным населением. «Мара» отличались своей нечеловеческой жестокостью и запредельным насилием, каждый «воин» был «заклеймен» особыми татуировками.

Эти бандформирования десятилетиями «росли и крепли» на крови соотечественников, став главной проблемой сменявших друг друга сальвадорских правительств.

Казалось, maras уже стали эндемичной группой в Сальвадоре, и их «уличное хозяйство» благодаря скачку от банальной банды калифорнийского розлива к серьезной мафии, создавшей более сложное предприятие за счет государственных чиновников, судей, отмыва денег и, главным образом, перманентного насилия, неискоренимо в стране.

Как и его предшественники, ставший в 2019 году президентом Сальвадора Найиб Букеле, как утверждают журналисты, но не подтверждает сам президент, попытался договориться с бандитами. Безрезультатно. В 2021 году, согласно официальным данным, от рук преступников погибли 1 147 человек, а за два дня – с 25 по 27 марта 2022 г. – бандиты убили около 90 сальвадорцев.

Это переполнило чашу терпения Букеле, он уволил генерального прокурора и назначил на эту должность своего человека, а также расставил своих людей в МВД, армии и спецслужбах. Президент запросил Законодательную ассамблею ввести чрезвычайное положение, которое на сегодняшний день уже продлевалось 11 раз, и объявил войну Mara Salvatrucha и Mara Barrio 18.

Указ приостановил действие некоторых конституционных прав, таких как право на объединение, право на получение информации о причине ареста и доступ к адвокату, и дал полиции больше полномочий по задержанию подозреваемых, прослушку телефонных звонков и перлюстрацию подозрительной корреспонденции. Срок содержания под стражей без предъявления обвинения был увеличен с трех до 15 дней. В среде оппозиции, местных и международных правозащитников это вызвало бурю возмущения.

27 марта 2022 года начались боевые действия в рамках режима ЧП. Война против банд была успешной. На сегодняшний день за решеткой оказались около 67 тыс. бандитов в том числе 900 главарей, захвачено 2066 единиц огнестрельного оружия, 2607 автомобилей, 14 557 мобильных телефонов, наркотиков на 266 миллионов долларов и 1,5 миллиона долларов наличными. Кроме того, власти захватили недвижимость и ликвидировали предприятия, которые использовались бандами в качестве прикрытия.

Террористов вылавливали в реках и мусорных ямах, снимали с крон деревьев, вытаскивали из пещер, заброшенных домов и даже из тайных лагерей в лесных чащобах страны. Одного главаря, обвиняемого в многочисленных жестоких убийствах, обнаружили в гробу, который перевозили на крыше автомобиля.

«Мы сильно ударили по террористическим структурам и их лидерам, по их финансам, оружию. Мы не успокоимся, пока не увидим, что они осуждены за все преступления, совершенные ими за последние два десятилетия. Количество убийств значительно снизилось... Без сомнения, мы на правильном пути», – заявил министр безопасности и юстиции Густаво Вильяторо.

В результате в марте этого года в Сальвадоре зарегистрирован самый низкий уровень убийств в Центральной Америке – 7,8 убийств на 100 000 жителей (для сравнения в 2015 году этот показатель составлял 105 убийств на 100 000 жителей). Сегодня популярность президента Найиба Букеле достигла 91%, согласно последнему опросу отдела социальных исследований, опубликованному газетой La Prensa Gráfica.

И в это самое время фантастической поддержки правящего президента Amnesty International и другие проамериканские «правозащитники» осудили сальвадорские власти за «массовые нарушения прав человека, в том числе тысячи произвольных задержаний и нарушений процессуальных норм, а также пытки и жестокое обращение, в результате которых по меньшей мере 18 человек погибли по вине государства».

Собака лает, ветер носит. Хотя оппозиция и ее национальные и международные спонсоры продолжают подвергать сомнению насильственные меры в области общественной безопасности, сальвадорский успех в ликвидации бандитизма неоспорим.

Да, он идет рука об руку с почти абсолютной централизацией власти в руках президента Букеле и ущемлением законности. Но подавляющее большинство сальвадорцев воспринимают эти меры положительно и поддерживают своего президента, что не осталось незамеченным остальными руководителями региона, переживающими трагедию роста организованной преступности. Стратегия борьбы с бандами президента Сальвадора также находит поддержку у других лидеров региона, в частности, главы Гондураса Ксиомары Кастро.

4 февраля 2024 года сальвадорцы изберут президента, вице-президента и 84 депутата Законодательной ассамблеи. Найиб Букеле объявил о своем участии в выборах главы государства. Для этого ему понадобится уже сейчас внести соответствующее изменение в конституцию страны, которая запрещает переизбрание на высший пост государства. В Латинской Америке правящая партия практически всегда играет выгодную ей партию. Главное – иметь поддержку большинства законодателей. А у Букеле она есть.