Американцы помогают, а Китай открывает возможности

Китайско-африканские отношения продолжают развиваться. Опередив США, Китай становится крупнейшим торговым партнером на континенте.

Уже несколько десятилетий Пекин активно участвует в развитии Черного континента, став главным экономическим партнером африканских стран к югу от Сахары, а его финансовая деятельность привела к общему росту торговли, прямым иностранным инвестициям и помощи в Африке. Зарубежные инвестиции в Африку достигли рекордного уровня – с 490 миллионов долларов в 2003 году до 43,4 миллиардов долларов в 2020 году, что делает Китай крупнейшим инвестором в регионе, опережающим США. Это заставляет экономических аналитиков задуматься, не задает ли Китай темп новому экономическому порядку.

foto

© AFP 2019 / SEYLLOU DIALLO

Как и Запад, КНР придерживается стратегического подхода к осуществлению своей политики, например, в вопросах оказания помощи, торговли, инвестиций, увеличения капиталовложений и финансирования инфраструктуры в аэропортах, на дамбах, дорогах и т.д., поскольку это основные экономические связи между Африкой и миром в целом. За последнее десятилетие китайские кредиторы и подрядчики перестроили большую часть инфраструктуры континента, что сопровождалось инвестициями в разработку шахт и производственных предприятий, торговых центров и магазинов шаговой доступности. Их деятельность в Африке заставила многих поверить, что Китай становится самым важным экономическим партнером Африки; например, по данным «Afrobarometer», исследовательской фирмы «The pan African Research Network», по состоянию на 2017 год 63% жителей 36 африканских стран рассматривают влияние Китая как положительное, а остальные опасаются, что эта страна является «новым колониальным хозяином».

Расширение их деятельности способствовало переходу в государственной политике от узкой направленности на торговые и инвестиционные отношения к широкому кругу вопросов развития, предоставлению льготных кредитов Африке для решения ряда проблем, таких как изменение климата, продовольственная безопасность, достижение Целей развития тысячелетия и преодоление эпидемических заболеваний. Влияние этой политики ощущается в богатых ресурсами странах, которые получают выгоду от спроса Китая на сырье.

«The Economist» опубликовал специальный отчет о деятельности Китая в Африке, согласно которому в 2016 году финансовая помощь Пекина сократилась, переключив внимание на торговлю и инвестиции. Кроме того, одной из ключевых инициатив Китая в Африке является инициатива «Один Пояс, Один Путь», которая призвана соединить Азию, Европу и Африку через сеть портов, железнодорожных путей, автомагистралей и других объектов инфраструктуры. Многие африканские страны присоединились к этой инициативе, чтобы получить выгоду от этих инвестиций.

Однако Европейский Союз и США также играют определенную роль в экономике Африки, создавая конкуренцию среди постоянных африканских инвесторов. Считается, что экономические отношения ЕС и США не соответствуют требованиям Африки, чтобы к ним относиться как к партнерам. Их политика с незапамятных времен была сосредоточена на торговле и инвестициях, а также на предоставлении помощи. Только в последнее время США совершили стратегический поворот в сторону Африки в попытке укрепить свои связи, учитывая конкуренцию на континенте.

По сравнению с Китаем, Индией и США, Россия считается менее значимым игроком на континенте. Россия поддерживает небольшие государства, в основном те, которые были отвергнуты на международном уровне, такие как Ангола, и это, однако, дает России значительное влияние.

В настоящее время Россия движется в направлении усиления своего влияния на континенте вследствие глобальной изоляции. Большинство ее инвестиций в Африку сосредоточено на торговле ресурсами и продвижении технологий ядерной энергетики, так как в африканских странах расположены крупные российские компании – Алроса, Газпром, Лукойл, Ростех и Росатом. Связи между Россией и Африкой переживали спад на протяжении десятилетий, пока не получили серьезное развитие и расширение в рамках российской деловой и экономической стратегии, определенной после саммита «Россия-Африка» в октябре 2019 года.

Роль России в колониальный период также послужила преимуществом перед другими участниками «новой схватки за Африку». В отличие от своих коллег, позиционирующих себя экономическими партнерами и в обмен на кредиты косвенно принуждающих африканцев жить по западным стандартам государственного управления, российское присутствие в регионе является весьма ощутимым благодаря военной помощи африканским правительствам для поддержания стабильности и политической устойчивости, например, после событий в Ливии, Центральноафриканской Республике и Мали. В последнее время на Африку приходится около 30% российского сельскохозяйственного экспорта и около $14 млрд. от объема продаж российского оружия в Африку для противодействия растущей нестабильности в регионе.

Нельзя не отметить, что влияние Китая в Африке несопоставимо с его конкурентами. Их связи с Африкой дрейфуют в сторону политического, военного сотрудничества и обеспечения безопасности, включая создание военной базы в Джибути и постепенное расширение в другие части Африки. Примечательной особенностью Китая в Африке можно считать тот факт, что прозрачность не является одной из характеристик китайской системы. Пекин не предоставляет отчетов о том, как распределяется его финансовая помощь и сколько она составляет. 

В отличие от ЕС, США и России, политика Китая в первую очередь направлена на достижение роста и расширения своего влияния по всему миру. Кроме того, эта политика обусловлена государственным вмешательством в экономику. Тем не менее, китайская политика подвергается критике в связи с отсутствием экологических и социальных стандартов, что приводит к проблемам эксплуатации и загрязнения окружающей среды. Например, граждане Ганы считают, что деятельность Китая негативно влияет на окружающую среду.