Оговорка по послу Лу Шае

Что стоит за китайско-европейской бурей в стакане?

Разразившийся на Западе скандал из-за нескольких коротких фраз из интервью Лу Шае французскому каналу LCI, показывает, что западники запутались в своих двойных стандартах и абсолютно не понимают, когда говорят не на привычном им языке.

Если французы позвали в студию высокопоставленного китайского дипломата, который вскоре станет замглавы МИД КНР, они наверняка рассчитывали услышать не дежурные фразы из дипломатического лексикона, а что-то оригинальное. Для этого был выбран традиционный для западных журналистов последних лет провокационный тон. Но когда посол Лу немного разоткровенничался, это вызвало бурю. А почему? Да потому что его слова «не в жилу» западникам. А Лу всего-то, отвечая на контрольный вопрос о принадлежности Крыма, сказал, что это «зависит от того, как воспринимать эту проблему». «Есть история. Крым был изначально в России. Это Хрущев отдал его Украине во времена Советского Союза», – напомнил Лу Шае.

А когда французский журналист продолжал вытягивать из китайца то, что хотели бы услышать европейская публика и «вашингтонский обком», посол КНР заявил: страны бывшего СССР не имеют фактического статуса в рамках международного права, потому что нет международного договора, который бы конкретизировал их статус в качестве суверенных государств.

Между прочим, чтобы получить эту «сенсацию», французский журналист прибег к грязной провокации, назвав Мао Цзэдуна преступником. Ответ последовал.

И началось.

Как? Китай признает Крым российской территорией (хотя это не так, и посол Лу об этом не говорил), возопили европейцы, и громче всех прибалты. Гнать, мол, такого дипломата надо, если он не признает Латвию, Эстонию и Литву суверенными государствами. Там, видимо не представляют иного суверенитета, кроме как под протекторатом США. Суверенитет по-прибалтийски – это когда элита, включая президентов и премьеров, – граждане или выходцы из США, а политика, бюджет и все остальное согласовываются с вашингтонскими кураторами. Иного не дано. Косову можно проводить референдум о независимости, а Крыму – нельзя.

Глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель назвал высказывание «неприемлемым». Страны Балтии страшно грозились вызвать представителей КНР для неприятного разговора (прибалтам, как обычно, больше всех надо). Восемь десятков депутатов Европарламента обратились во французский МИД с призывом объявить Лу персоной нон-грата. Вопли-крики и трамтарарам с одной целью – еще раз прогнуться перед американским дядей.

Но очевидно, что никакой высылки посла не будет, потому что это означало бы не только перечеркнуть итоги недавнего столь трудного для Макрона визита в Пекин, где он добивался благосклонности председателя Си, но и полный разрыв отношений с КНР.

Китайцы на такой шаг ответят так, что мало не покажется. И никаких прибалтам «отменить» Китай не удастся.

МИД КНР отзывать своего дипломата тоже не собирается, хотя текст его интервью с сайта посольства убран. Чего бешенных собак дразнить-то? Это такой мягкий шаг назад в стиле китайских боевых искусств. «Замечания посла Лу Шае по вопросу Украины не являлись политическими декларациями, а были выражением личного мнения в ходе теледебатов. Они не должны быть предметом домысливания. Позиция Китая по затронутым вопросам не менялась», – заявила пресс-служба Посольства КНР во Франции. В Пекине уважают «суверенитет, независимость и территориальную целостность всех государств», подчеркнули в посольстве. И десять раз подтвердили в МИДе. То есть Китай оспаривать суверенитет прибалтов и прочих шведов не намерен, это ему совершенно не нужно. Но на переговорах, например, по Украине, эти высказывания стоит иметь в виду…

Рассуждения о том, что опытнейший дипломат якобы оговорился или сказанул лишнего – для людей, совсем ничего не знающих о Китае. В этой стране послы или следуют генеральной линии, или молчат. Еще могут слегка пошутить. Хотя, в сущности, Лу не сказал ничего сверхординарного, он просто говорил чуть свободнее и не то, что хотели от него услышать там, где теперь не приемлют иные точки зрения. Крым как военно-морская база США – это было бы воспринято «на ура», а Крым, бывший когда-то российским и вернувшийся в лоно Родины, – ни боже мой!

Но для посвященных в китайские реалии в рассуждениях Лу нет ничего выдающегося. Даже председатель Си Цзиньпин неоднократно повторял: его страна понимает истоки конфликта на Украине, которые относятся к развалу СССР. То есть председатель Си солидаризировался с президентом Путиным, объяснившим причины начала спецоперации и украинский вопрос.

В Китае работают мощные научные центры, которые по косточкам разбирают причины и следствия распада СССР. Там отдельно изучается роль Горбачева и новоявленных лидеров стран постсоветского пространства в развале великой державы. И там не считают, что игнорирование итогов всенародного референдума о сохранении СССР является легитимным. Анализируют китайцы и роль в этих событиях западных стран. Главная цель этих изысканий – учиться на ошибках других и не допустить, чтобы с Китаем проделали нечто похожее.

Посол Лу, разумеется, ни о чем таком не говорил. Но его слова воспринимаются органично именно в этом контексте. Естественно, что на Западе, который до поры тщательно маскировал свою русофобию и не признает своей вины в трагедии народов СССР, слова Лу были восприняты в штыки.

Но следует их огорчить. Именно так думают в Китае. К тому же слова посла КНР прозвучали в контексте вопроса о принадлежности Тайваня, и по сути оттуда вырваны. А ведь Тайвань, тысячелетия бывший китайской провинцией, вдруг стал протекторатом США. И это при том, что есть несколько основополагающих международных документов, которые признают суверенитет КНР над островом. Ныне все, кто не согласен с тем, что Китай един, подписывают себе исторический приговор (как, например, Литва). Крым был в составе России меньше, чем Тайвань, но позиция России здесь китайцам вполне понятна. Аналогичный крымскому референдум, может статься, пройдет и на Тайване после прихода к власти партии Гоминьдан, которая, собственно, и сбежала на Тайвань, основав там некую отдельную тайваньскую квазиреспублику. Но вот теперь считает, что пора возвращаться в лоно Родины и освобождаться от американского диктата.

Разумеется, в Пекине на официальном уровне тщательно подчеркивают, что никаких аналогий между Тайванем и Крымом провести нельзя. Потому что Тайвань всегда был и остается (в том числе согласно международным соглашениям) китайским. Но параллели напрашиваются сами собой. И эти параллели сами собой сошлись в парижском интервью посла Лу. Так уж получилось.