Борьба за власть: военные столкновения в Судане

Политические распри и непрекращающееся противостояние из-за стремления установить контроль над вооруженными силами Судана продолжают подрывать процесс перехода к гражданскому правлению в стране, тем самым разрушая надежды простых граждан на демократизацию институтов власти.

15 апреля в Судане вспыхнула гражданская война между Вооруженными силами страны во главе с генералом Абдель Фаттахом аль-Бурханом и военизированной организацией «СБР» (Силы быстрого реагирования), возглавляемой Хемедти, первоначально известным как Хамдан Дагло. Одной из основных и непосредственных причин стала неудачная попытка включить Силы быстрого реагирования в состав суданской армии, что привело к тому, что СБР развернули свои подразделения в столице без разрешения военных. С другой стороны, суданская армия требовала роспуска СБР и интеграции их членов в ряды регулярной армии. По состоянию на 17 апреля, по данным ООН, более 180 человек были убиты, 1 800 – ранены, а объекты ООН разграблены и повреждены.

С момента обретения независимости в Судане произошло больше конфликтов, чем в любом другом африканском государстве. Переходный период должен был ознаменовать начало гражданского правления в Судане, однако военные отказались следовать этому плану.

Последние события стали бомбой замедленного действия. Ее механизм был взведен в тот самый переходный период, который последовал за свержением в 2019 году Омара аль-Башира после его 30-летнего правления. Организаторами переворота были армия и военизированные формирования, и намерения обеих сторон заключались в сотрудничестве с целью захвата власти. Соглашение о разделении власти, подписанное обеими сторонами, признало СБР как регулярное подразделение, входящее в состав вооруженных сил, но находящееся под непосредственным контролем гражданского главы государства, а также предусматривало интеграцию СБР в состав армии, но конкретные сроки этого процесса не были оговорены. С тех пор соглашение усугубило недоверие между Хемедти и Бурханом. События, завершившиеся подписанием соглашений 17 июля 2021 года, были сопряжены с конфронтацией и напряженностью между гражданской оппозицией и военным советом из-за переходного соглашения по вопросу принадлежности власти, что привело к ожесточенным столкновениям 3 июня 2021 года, в результате которых в Хартуме погибло до 120 протестующих. Мировые лидеры осудили убийства, а Африканский союз приостановил членство Судана.

Таким образом, вину за разжигание гражданской войны можно возложить на режим Башира, который вместо того, чтобы восстанавливать вооруженные силы, решил вооружить местные военизированные группы, возглавляемые Хемедти. Это привело к распространению таких групп, как СБР, которые начали действовать в Дарфуре и распространились по всему Судану. Причиной стали его разногласия с Хасаном аль-Тураби, ведущим суданским политиком исламистского толка, из-за того, что военные не смогли остановить штурм Хартума дарфурскими повстанцами из Движения за справедливость и равенство в 2008 году.

Укрепляя свои позиции в стране, в 2017 году парламент Судана принял закон о передаче военизированных формирований в прямое подчинение президенту. Только в 2019 году разрушительная политика Башира, коррупция, чрезмерные расходы на оборону, слишком большой внешний долг, нехватка продовольствия и медикаментов привели страну к экономическому кризису и вызвали протесты, которые заставили Башира отказаться от власти, ознаменовав победу суданцев и в то же время начало нового гражданского противостояния на пути к успешному переходу к гражданскому правлению.

Принимая во внимание политическую ситуацию, столкновение обеих групп можно охарактеризовать как «конфликт интересов». После свержения автократического правления Башира и подписания конституционной декларации, соглашение между военными и организацией «Силы за свободу и перемены», представляющей гражданское население и вооруженные оппозиционные группы, передало большинство полномочий гражданской администрации.

Несмотря на это, Бурхан нарушил условия соглашения, поскольку в конечном итоге большинство значимых должностей контролировались военными. По словам Алана Босвелла, директора проекта Кризисной группы по Африканскому Рогу, переходный период был отмечен захватом власти армейскими офицерами, которые стремились сохранить и консолидировать власть и защитить свои экономические интересы, что проявилось в роспуске гражданского кабинета, который прокладывал путь к реформам. Эти действия нарушили процесс перехода, который должен был подготовить почву для выборов в 2023 году.

Остается неясным, что будет с Суданом в течение этого периода и, конечно, после кризиса, учитывая его экономические трудности, политическую нестабильность, голод и раскол между группировками. Через неделю после начала кризиса, охватившего страну, высший военный руководитель Судана генерал Абдель Фаттах Бурхан заявил о приверженности военных гражданскому правительству. Это обещание было встречено суданцами неоднозначно, многие из них считают, что заявление исходило от того же человека, который 18 месяцев назад объединился с нынешними противниками для захвата власти.

Однако, учитывая растущую напряженность в Судане в сочетании с разобщенностью интересов граждан, можно утверждать, что переход к гражданскому правлению в стране, возможно, не за горами. Суданские вооруженные силы во главе с генералом Абдель Фаттахом аль-Бурханом и военизированная организация Силы быстрого реагирования, возглавляемая генералом Мохамедом Хамданом Дагло, должны объединиться для решения и реализации соглашения, подписанного в декабре 2022 года, тем самым отстранившись от политического процесса Судана ради успешного перехода к гражданскому правлению. С другой стороны, если кризис будет продолжаться, страна лишится международного финансирования и поддержки, что ухудшит экономическое положение государства, а также повысит уровень политической нестабильности, которая до сих пор разрушала страну.