Конференция в Колумбии показалась мало результативной игрой в одни ворота: Байден и Боррель требуют от Мадуро «свободных» выборов.
Несостоявшийся «президент» Боливарианской Республики Венесуэла Хуан Херардо Гуайдо Маркес ничего лучшего выдумать не мог, как нелегально «наркотропой» пересечь пешком границу Колумбии, добраться «на попутках» до столицы страны Боготы и попытаться проникнуть в особняк МИД Колумбии Дворец Сан-Карл ос. Он дошел только до входной двери, в которую вошли участники международной встречи, а сам остался за воротами – его не ждали, его не звали, его не хотели ни видеть, ни слышать. В тот же день колумбийские власти проводили Гуайдо в аэропорт Эль Дорадо и отправили первым же рейсом в Майами (США). Там «главного венесуэльского оппозиционера» никто, даже его сторонники, не встречал. И это был, пожалуй, первый результат «Международной конференции по политическому процессу в Венесуэле».
Конференция по Венесуэле, в которой приняли участие дипломаты 19 стран двух Америк, Европы, Азии, Африки и примкнувший к ним глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель, уже заранее была обречена обсуждать вопросы отношений Соединенных Штатов и Боливарианской Республики без первых лиц.
Устроителем и миротворцем выступил президент Колумбии Густаво Петро, которого за его «детскую болезнь левизны» Белый дом простил. Петро давно бросил «революционную деятельность» и проникся идеями демократии, которые открыли ему путь в большую политику. С третьей попытки он в 2022 году стал президентом Колумбии и на внешнеполитическом поприще обратил свои взоры на «демократизацию» соседней Венесуэлы.
В марте 2023 г. Петро в третий раз встретился с Мадуро, с которым обсудил свою идею провести международную встречу по Венесуэле. Хотя Мадуро счел это «рискованной игрой», все же пожелал коллеге «наибольших успехов», подчеркнув, что международная конференция призвана обеспечить «уважение суверенитета, независимости и самоопределения Венесуэлы и ее народа» и должна быть направлена на снятие всех санкций «без каких-либо условий».
Затем, в апреле Петро был принят президентом США Джо Байденом, с которым также обсудил свою «миротворческую идею большей американской демократии» в Южной Америке вообще и в Венесуэле в частности, и, получив «благословение», был по бумажке лично проинструктирован хозяином Овального кабинета. США решили не посылать в Боготу главу госдепа Блинкена, а отправить профессиональных решателей международных проблем во главе с заместителем помощника президента США по национальной безопасности Джоном Файнером.
И, наконец, за три дня до международной конференции правительство Колумбии собрало в Боготе венесуэльскую оппозицию. Коалиция «Демократическая унитарная платформа» поддержала встречу, хотя некоторые фракции поставили под сомнение роль Колумбии как посредника.
«Международная конференция по политическому процессу в Венесуэле» длилась пять часов и завершилась двухминутным коммюнике, которое зачитал министр иностранных дел Колумбии Альваро Лейва и которое латиноамериканская пресса охарактеризовала «напитком со вкусом кофе без кофеина».
Заключения коммюнике сводится к трем согласованным участниками положениям. Во-первых, установить график, который позволит провести «свободные, прозрачные и с полными гарантиями для всех венесуэльских субъектов» выборы.
Во-вторых, в зависимости от «шагов по демократизации общества» осуществляется отмена тех или иных санкций против Венесуэлы.
В-третьих, участники высказались за продолжение переговорного процесса находящихся у власти «чавистов» и оппозиции при содействии Королевства Норвегия в Мексике.
С момента своего прихода к власти в 2013 году президент Венесуэлы Николас Мадуро неоднократно призывал к диалогу с оппозицией, последний из которых состоялся в ноябре прошлого года в Мексике и о котором упомянуто в коммюнике. Тогда речь шла об ускорении реализации единого целевого фонда социальных инвестиций в Венесуэле. Правительство и «Демократическая унитарная платформа» достигли детальной договоренности о размораживании 3 млрд 200 млн долларов и направлении их через ООН на социальные объекты: школы, больницы, электросети и другие инфраструктурные объекты первой необходимости.
И кто же этому мешает?
Вашингтон. Замороженные активы Венесуэлы, похищенные за границей, включая золото, счета, удерживаются Великобританией, США, Португалией, Германией и Международным валютным фондом.
Министр иностранных дел Колумбии Альваро Лейва сообщил, что все страны, участвовавшие в международной встрече, согласились с «необходимостью установить график выборов, который позволит провести свободные, прозрачные выборы и с полными гарантиями для всех венесуэльских субъектов». И от этого зависят шаги, связанные с отменой различных санкций. Причем, без уточнения, относится ли это к экономическим санкциям, оказывающим давление на население, или к некоторым персональным санкциям против представителей правительства.
По данным исполнительного вице-президента Венесуэлы Делси Родригес, 60 процентов от общего числа санкций, введенных против Венесуэлы, исходят от правительства Соединенных Штатов, остальные 40% – от союзных Вашингтону стран, в основном европейских.
Американская делегация, участвовавшая в международной встрече по Венесуэле, четко изложила свою позицию в отношении отмены санкций: это «пошаговый» подход. То есть решение по каждой санкции будет зависеть от «прогресса, достигнутого в вопросе восстановления демократии в форме свободных и справедливых выборов».
«Мы более чем готовы ослабить и, в конечном итоге, положить конец нашему санкционному давлению, но для этого потребуются конкретные и значимые шаги и, в конечном итоге, свободные и справедливые выборы», – заявил представитель Белого дома Джон Файнер. Не менее откровенно выступил Жозеп Боррель: «Европейский Союз даже готов пересмотреть персональные санкции в отношении высокопоставленных чиновников "чавистского" режима, потому что эти санкции не предназначены для того, чтобы длиться вечно, они созданы для продвижения процесса демократической нормализации в Венесуэле». Кстати, одна санкция оказалась невечной, в прошлом году Вашингтон ослабил нефтяные санкции против Венесуэлы.
Это было сделано вовсе не из «любви и сострадания» к венесуэльскому народу или оппозиции. Экономика Европы пошатнулась, поскольку фьючерсы на нефть и газ взлетели до небес, а США (чистый экспортер энергоносителей) были вынуждены открыть свои собственные стратегические резервы, чтобы предотвратить негативную реакцию собственного населения. Байдену понадобилось больше черного золота. И поскольку Венесуэла исторически является страной-поставщиком энергоносителей, с таким близким расположением к Америке, самые агрессивные попытки имперского вмешательства с целью насильственного смещения Мадуро провалились.
Однако введенное торговое эмбарго де-факто сделало жизнь простых венесуэльцев еще более отчаянной. Несмотря на эту мрачную картину, Венесуэла выстояла благодаря поддержке России и некоторым другим странам.
Несколько часов спустя после окончания в Боготе международной конференции правительство Венесуэлы опубликовало заявление, в котором сообщило, что «принимает к сведению» консенсус, достигнутый на конференции в Боготе, причем повторяет о «насущной необходимости» отменить «все и вся» вводимые санкции, вернуть активы, заблокированные за границей.
Все это дало повод испанской газете El Pais, латиноамериканской прессе сделать вывод о «малой результативности», не оправдавшей «ожиданий» участников и наблюдателей встречи в Колумбии. И все-таки результат был. «Мяч», выданный колумбийскому президенту Петро в Овальном кабинете Белого дома, брошен Николасу Мадуро: «Если хочешь, чтобы международные санкции против твоего правительства были сняты, прими решения, ведущие к демократизации по-американски».
Также рано говорить о «смерти» Доктрины Монро. Она остается краеугольным камнем отношений США с Латинской Америкой. Но, как показала колумбийская конференция, ее методы будут меняться, приспосабливаться к новым условиям «розового прилива» и более активного проникновения китайского дракона и русского медведя.
«История Латинской Америки в наших руках», – сказал президент Петро. Вашингтону придется с этим разбираться.
«Эта конференция порождает большие надежды. Иногда, когда возникают большие ожидания и надежды, они могут привести к большим разочарованиям. Америка не может быть пространством санкций, это должно быть пространство свобод и демократии», – были слова Петро, с которыми не поспоришь. Как говорят в Латинской Америке, «курица с рисом из курицы» – в этом вся суть дела.