Парагвай: выбор меньшего зла при больших проблемах?

Почти 5 миллионов избирателей судили «народных избранников» не по делам и не по словам, а по партийной принадлежности.

Парагвай избежал второй волны «розового прилива» в Латинской Америке, ознаменовавшегося приходом к власти социал-демократов в Чили (Габриэль Борич), Колумбии (Густаво Петро), Бразилии (Луис Лула). Но это не означает, что новому избранному президенту страны удастся избежать решения сложных социально-экономических проблем, переходящих по наследству вот уже более 70 лет.

За это время мало что изменилось и в избирательной системе Парагвая – стране, где нет второго тура выборов, где президенты избираются простым большинством голосов и не могут быть переизбраны, где в составе и исполнительной, и законодательной власти главенствующую роль играют мужчины. Так, на нынешних выборах из 9095 кандидатов в сенаторы, депутаты, губернаторы и члены местных хунт 6098 – мужчины, и только 2997 – женщины. При этом менее 1% кандидатов на руководящие должности представляют 19 коренных народов, населяющих Парагвай. Причем ключевым вопросом являются не столько предвыборные программы и обещания кандидатов, сколько выбор между десятилетиями правящей партией и новыми коалициями.

Накануне выборов национальное правительство ввело строгие ограничения. С вечера субботы и до закрытия избирательных участков для обеспечения воскресных выборов приведены в боевую готовность полиция и службы безопасности Парагвая, запрещены продажа алкоголя и проведение массовых мероприятий в радиусе 200 метров от избирательных участков. За нарушения Избирательный кодекс предусматривает высокие штрафы.

На прошедших в воскресенье всеобщих выборах около 4,8 миллионов парагвайцев избрали президента, вице-президента, 45 сенаторов (плюс 30 заместителей), 80 депутатов (плюс 80 заместителей), 17 губернаторов и 17 местных хунт (советов).

На президентских выборах из 13 кандидатов на высший пост государства основными фаворитами, как и «предсказала» столичная газета La Republica, с самого начала были 60-летний либерал Эфраин Алегре от т.н. «Коалиции за Новый Парагвай» (объединяет 14 партий и движений от крайне левых до центристов и правоцентристов) и 44-летний консерватор Сантьяго Пенья от правящей «Национальной республиканской ассоциации» или Партии «Колорадо» (ANR-PC).

За Сантьяго Пенья отдали голоса 43,07% избирателей. Второе место занял Эфраин Алегре, за которого проголосовали 27,49% избирателей. Избранный глава государства вступит в должность 15 августа 2023 года и покинет ее в августе 2028 года без шансов на переизбрание.

Партия «Колорадо» (Partido Colorado, «Цветная» партия), консервативная политическая сила, с 1947 года почти непрерывно стоит во главе Парагвая как при гражданских, так и при военных правителях, была политической опорой диктатуры Альфредо Стресснера, который на 34 года (1954-1989) узурпировал власть ценой фальсифицированных выборов. Опыт был хорошо усвоен его партией.

Власть «цветных» пошатнулась в 2008 году, когда на всеобщих выборах победил бывший епископ Фернандо Луго. Но его правление было внезапно прервано в 2012 году парламентской процедурой импичмента (традиционно большинство и в сенате, и в палате депутатов занимают colorados). На выборах в следующем, 2013 году Партия «Колорадо» вновь продемонстрировала прочную политическую структуру, основанную исключительно на силе государственного аппарата и иерархии первой политической силы Парагвая, насчитывающей почти два миллиона членов в стране с почти семимиллионным населением.

Новый президент Сантьяго Пенья имеет степень бакалавра экономики Католического университета и степень магистра государственного управления Колумбийского университета США. Начинал работу в Центральном банке Парагвая, затем служил в Африканском департаменте Международного валютного фонда, вернулся в Парагвай, чтобы занять место в Совете директоров Центрального банка Парагвая. С 2015 по 2017 год занимал пост министра финансов Республики Парагвай.

Парагвай – одна из беднейших стран Латинской Америки. И все ее проблемы, как и власть, передаются очередному «цветному» президенту по наследству. Отмывание денег, безудержная коррупция, контрабанда и незаконный оборот наркотиков – стандартные обвинения власть предержащих этой страны. Уходящий президент Абдо Бенитес, кстати, сын личного секретаря диктатора Стресснера, тоже не избежал подобных обвинений. Все это должно было нанести ущерб и самому Пенье, чьи дружеские связи с предыдущими президентами являются достоянием общественности.

В Парагвае богатство сосредоточено у небольшой части населения. По данным объединения международных неправительственных благотворительных организаций Oxfam, 1,6% населения владеют 80% территории. В то же время, по данным Национального института здравоохранения, опубликованным в декабре 2022 года, 25 из каждых 100 домохозяйств лишены продовольственной безопасности, а 24,7% населения живут в условиях нищеты и крайней нищеты.

До сих пор это нимало не смущало власть имущих, не забывающих себя и своих близких. В Парагвае есть как минимум три элемента, способствующих консолидации коррупции, утверждает эксперт по Латинской Америке Римского института международных отношений (IAI) Тициано Бреда. Первый заключается в концентрации власти в руках одной партии. Второй фактор – это слабое законодательство, которое не гарантирует прозрачность финансирования правительственных программ и способствует круговой поруке. И, в-третьих, это все увеличивающийся оборот наркотиков, которыми занимается больше половины населения.

Географическая особенность Парагвая благоприятствует незаконному обороту наркотиков. В сельве его тройной границы с Бразилией, Аргентиной и Боливией создан рай производителей марихуаны. Скандальный сенатор от парагвайского движения «Национальный крестовый поход» Пайо Кубас, резко критиковавший коррупционную власть colorados, в своей предвыборной кампании призвал к легализации плантаций и сбыта по низкой цене каннабиса – «первоклассной марихуаны» – и набрал столь же неожиданное, сколь и ошеломляющее количество голосов в последние дни выборов – 22,92%, заняв 3-е место.

Меж тем и без этого Парагвай, обладающий вполне приличными, но мало разработанными месторождениями нефти, железной руды, известняка, марганца, мог бы и не бедствовать. Сегодня Парагвай (наряду с Бразилией) обладает второй крупнейшей гидроэлектростанцией в мире – Итайпу. С населением в 7 миллионов человек, его электростанции вырабатывают электроэнергию для более чем 30 миллионов человек. Причем страна экспортирует 75% вырабатываемой энергии и остается крупнейшим экспортером энергии в мире.

Парагвай – на шестом месте среди мировых производителей сои и входит в шестерку крупнейших мировых поставщиков говядины. Агрономы считают, что 90% земли пригодны для ведения сельского хозяйства. Невероятно, но факт: Парагвай лидирует в Латинской Америке по доступу к социальным сетям: 83% населения имеют Facebook и WhatsApp, по сравнению с 71% в Аргентине, 69% в Чили и 63% в Бразилии. При этом 51% пользователей Facebook и Whatsapp не имеют элементарного доступа к питьевой воде у себя дома.

В своей предвыборной программе Сантьяго Пенья наобещал, среди прочего, восстановить систему здравоохранения, построить больницы в различных департаментах страны, наполовину снизить стоимость проезда в общественном транспорте учащимся и студентам, создать 500 000 новых рабочих мест. Катя Горостиага, парагвайский профессор и исследователь демократии и политических институтов, считает, что Пенья «после избрания столкнется с необходимостью сокращения крупного дефицита бюджета, проблемой оживления фермерства страны». Все это накладывается на высокий уровень неравенства и безработицы, безудержной коррупции и наркоторговли, с широко распространенным социальным недовольством. Так обещанного пять лет придется ждать.

До сих пор Партии «Колорадо» удавалось сохранить политическую гегемонию, которая подтвердила на этих выборах свою силу. А вот насколько правительство Сантьяго Пеньи сможет удержать партию и страну от раскола и привести к победе на выборах 2028 года – вопрос вопросов.