В пятницу 28 апреля граждане Мали собрались в столице – Бамако, размахивая российскими флагами, чтобы выразить свое недовольство неспособностью миротворческой миссии ООН МИНУСМА разрешить затянувшийся кризис в Мали после своего вмешательства в 2013 году.
Протестующие, выражавшие недовольство плачевной ситуацией с обеспечением безопасности жизни и имущества в Мали, настаивали на том, что десятилетнее присутствие миротворцев ООН стране больше не требуется.
Напомним, что Многопрофильная комплексная миссия ООН по стабилизации в Мали (МИНУСМА) была учреждена Резолюцией Совета Безопасности 2100 от 25 апреля 2013 года для поддержания политического процесса путем создания благоприятных условий для оказания гуманитарной помощи гражданам в попытке стабилизировать ситуацию в Мали и одновременно подготовить государство к проведению свободных и всеобъемлющих мирных выборов.
Однако кризис в Мали продолжает обостряться с момента первого переворота в 2020 году. С тех пор страна, управляемая военными силами при содействии российских военизированных формирований, борется с вооруженными террористическими группами, предположительно связанными с «Аль-Каидой» и организацией «Исламское государство» (обе запрещены в РФ).
В основе возникновения кризиса в Мали лежат давно существующие структурные факторы, такие как неразвитость государственных институтов, неэффективность управления, слабая социальная сплоченность, сильное чувство маргинализации и пренебрежения к некоторым населенным группам на севере Мали со стороны центрального правительства, растущие последствия деградации окружающей среды, а также недавние признаки ослабления власти, ухудшение потенциала национальной армии, рост внутренних распрей, социальная нестабильность, высокий уровень коррупции и непотизма.
Это привело к появлению активно действующих террористических групп, таких как ИГИЛ и ДНИМ (запрещена в РФ) – аффилированной с «АК» «зонтичной» группы, которая образовалась после слияния сахарских ответвлений АКИМ, Аль-Мурабитун, Ансар аль-Дин и Фронта освобождения Масины.
С тех пор джихадисты из связанной с «Аль-Каидой» группы поддержки ислама и мусульман (GSIM, JNIM) продолжали брать на себя ответственность за различные террористические акты в столице Мали Бамако и многих других частях страны. Растущее повстанческое движение распространилось на соседние страны, такие как Нигер, Буркина-Фасо, Мавритания и Чад. Эти страны сформировали G5 Sahel (Сахельская пятерка) – объединенные военные силы, в состав которых входили военные Мали, пока в мае 2022 года страна не отказалась от членства.
Деятельность G5 Sahel, военный аспект которой координируется начальниками штабов соответствующих стран, в значительной степени финансируется Европейским Союзом с целью укрепления связи между экономическим развитием и безопасностью и совместной борьбы с угрозой джихадистских организаций, действующих в этом регионе. Следует отметить, что международное сообщество с момента начала кризиса в Мали не закрывало глаза на растущую обеспокоенность соседних государств по поводу небезопасной обстановки.
В момент обострения кризиса в 2012 и 2013 годах, 12 января 2013 года агентство Reuters сообщило, что премьер-министры Ливии, Алжира и Туниса договорились усилить безопасность вдоль их общих границ в целях борьбы с потоками оружия и наркотиков и организованной преступностью в политически неспокойных регионах. До этого бывший лидер Ливии Муаммар Каддафи играл ведущую роль в прекращении восстания туарегов в Мали и Нигере в октябре 2009 года, предположительно раздав миллионы долларов повстанцам. Однако после смерти Муаммара Каддафи в октябре 2011 года Томас Фесси, корреспондент BBC News в Западной Африке, написал, что переворот в Мали, возможно, берет свое начало с момента падения режима Муаммара Каддафи, поскольку сотни малийских комбатантов, сражавшихся в защиту покойного ливийского лидера, бежали с оружием обратно в Мали и сформировали самую мощную повстанческую группу под руководством туарегов, известную как Национальное движение за освобождение Азавада (НДОА).
Французские военные вмешались в кризис в Мали после официального запроса временного правительства о предоставлении военной помощи в рамках операции «Сервал» в период с 11 января 2013 года по 15 июля 2014 года. Целью операции было вытеснение исламских боевиков с севера Мали. Операция была заменена операцией «Бархан», начатой 1 августа 2014 года для борьбы с исламскими боевиками в Сахеле.
Однако за 9 лет пребывания в Мали французские войска столкнулись со значительными трудностями. Многие солдаты были убиты террористами. 17 февраля 2022 года BBC сообщила, что Франция отказалась вести переговоры о мирном соглашении с исламистскими группами; ее возмутило решение малийского командования пригласить бойцов из российской частной военной компании «Вагнер» для помощи в борьбе с джихадистскими группами.
В результате французские войска, участвовавшие в операции «Бархан», были выведены в течение шести месяцев.
Международное сообщество и правительства соседних стран обеспокоились, что уход Франции из Мали может привести к дальнейшей дестабилизации региона – говорится в докладе BBC.
После ухода французских войск ЧВК «Вагнер» прибыл в Мали в декабре 2021 года.
Центр стратегических и международных исследований (CSIS) в своем комментарии, опубликованном 2 февраля 2022 года, заявил, что международные партнеры Мали, включая США и многочисленные европейские страны, осудили прибытие «Группы Вагнера» в Мали. В комментарии также говорится, что обращение руководства Мали к России и «Вагнеру» направлено на укрепление внутриполитической позиции, а не на реальное решение проблем отсутствия безопасности в стране.
Учитывая все эти факторы и события, возникает вопрос: каково будущее Мали? Есть ли надежды на успешный переход к гражданскому правлению в феврале 2024 года?
Далее следует задать очень уместный вопрос: каковы последствия протестов против миротворцев ООН в Мали? Учитывая поднятие российского флага во время протеста в пятницу, означающее признание России и группы «Вагнер», какое будущее ожидает малийцев?
Справка GEOFOR
Мали – одна из наиболее близких России африканских стран. В 1960-х годах Мали, освободившаяся от французских колонизаторов, также потребовала убрать с территории страны французскую военную базу. И тогда на помощь Мали пришел Советский Союз, организовавший бесперебойное снабжение необходимыми товарами – и соляркой, и продуктами.
До 80 процентов малийских военных учились в России, в том числе и четвертый президент страны, проходивший подготовку в Рязанском училище ВДВ. Половина правительства страны также закончила российский вузы. Поэтому вполне логично, что выбор пал на российскую ЧВК, когда власти страны решили усилить борьбу с международным терроризмом.