Почему в Восточной Европе и некоторых странах бывшего СССР сносят монументы советским воинам?
Верховная рада приняла 3 мая законопроект, который «упрощает процесс демонтажа памятников, связанных с Российской империей, СССР и Россией».
«Всегда спрашиваю, зачем нам 400 улиц Пушкина, на части из которых еще стоят памятники русскому поэту? Нам нужно упростить процедуры очищения украинского публичного пространства от российских маркеров. Поэтому мы разработали законопроект, который стал известен как «АнтиПушкин», – прокомментировал это событие в Telegram-канале украинский министр культуры Александр Ткаченко.
Только в 2022 году в незалежной были без соответствующей законодательной базы, в рамках стихийной русофобии и так называемой «декоммунизации» снесены памятники Пушкину – в Тернополе, Чернигове, Запорожье и Николаеве; Горькому – в Виннице и Кегичевке Харьковской области; мемориальная доска Булгакову в Киеве. В Одессе убрали императрицу Екатерину II, в Киеве – полководца Суворова. В Полтаве городской совет одобрил решение о демонтаже памятника Петру I.
Только вот ни Пушкин, ни Булгаков, ни Горький, не говоря уже об императоре и императрице, коммунистами не были.
Понятно, что украинские власти, оправдывающие бандеровщину и неонацизм, подбираются к легитимизации другой сокровенной цели – напрочь стереть из памяти своих граждан все то, что связано с Победой советского народа в Великой Отечественной войне. Ведь без этого не будет, например, оправдания геноциду не принявших коричневый переворот в Киеве жителей Донбасса и восточных областей.
Задача – сделать из граждан манкуров (согласно роману Чингиза Айтматова «Буранный полустанок») – людей, взятых в плен и насильственно превращенных в бездушных рабов, способных убить свою мать.
Однако продолжим ужасающую статистику войны с монументами в Польше и Прибалтике в прошлом году. Панове снесли памятники советским воинам в Сельце, Гончарско, Мендзыблоци и Мальборке, эстонцы – в Пярну и Нарве, латыши – в Риге, литовцы – в Клайпеде и Кедайняйе.
Ранее в Праге был демонтирован монумент маршалу Коневу, в Варшаве – памятник советско-польскому братству по оружию, в Таллине – Бронзовый солдат, в Кутаиси – мемориал воинской славы. В Пловдиве болгарские власти трижды покушались на знаменитого солдата «Алешу» («Стоит над горою Алеша. В Болгарии русский солдат...»), возвышающегося на холме Бунарджик. Предлог – это, де, символ оккупации. Братушки (настоящие) дважды грудью отстаивали монумент, неся круглосуточное дежурство. Последнюю попытку демонтажа пресек уже Верховный суд. Но его регулярно продолжают осквернять вандалы.
На фоне украинского кризиса в Германии (вот уж где бы лучше помалкивали!) не утихает дискуссия о грозных боевых машинах, но не тех, что требует Киев. Речь о советских танках, которые в конце войны штурмовали Берлин. В частности, два Т-34, как символ нашей Победы, входят в комплекс Мемориала павшим советским воинам в Тиргартене (берлинский район Митте). Он находится в 500 м от здания бундестага и Бранденбургских ворот, в 800 м от российского посольства.
Центральная часть мемориала – это вогнутый ряд колонн с более крупной центральной колонной, являющейся постаментом для восьмиметровой бронзовой статуи советского воина. Винтовка на его плече говорит о закончившейся войне. На колоннах размещены списки погибших солдат. По обеим сторонам установлены танки Т-34-76, один из которых под №300 дошел до Берлина от Ленинграда, и две пушки-гаубицы МЛ-20, принимавшие участие в берлинской битве. Справа и слева от главной дорожки находятся захоронения 2,5 тысяч погибших советских воинов.
Депутат берлинского парламента 44-летняя Штефани Бунг (ХДС) заявила: «Мемориалы должны быть сохранены, но я требую демонтажа советских танков и орудий, которые стоят на постаментах в Германии».
Напомню, что в 1990 году в так называемом договоре «два плюс четыре» о воссоединении Германии было прописано, что немецкие власти обязаны сохранить в неприкосновенности все советские памятники и ухаживать за ними.
Так вот, Бунг считает, что пора определить, могут ли «орудия войны», являясь частью памятных мест, находиться в публичном пространстве. «Как мы будем объяснять своим детям и европейским соседям, что советские пушки и танки в Германии считаются символом мира, когда Россия уже много лет борется против европейских ценностей и ведет жестокую войну против Украины», – резюмировала она.
«Страны Балтии показывают, что время советского оружия и монументов победы прошло, и их нужно последовательно убирать», – заявила Бунг. Танки, по ее мнению, являются «материализованными символами насилия, которые созданы для убийства, запугивания и подчинения людей».
Это не первая попытка атаки на монумент. Вопрос о демонтаже, пусть и безрезультатно, поднимали еще в 2014 году. Петиция с требованием убрать советские танки из Тиргартена была подана немецкими газетами Bild и Berliner Zeitung. Утверждалось, что они не могут стоять в центре Берлина в то время, когда российские войска угрожают свободной и демократической Европе.
На Западе вообще в последнее время считают, что Советский Союз, наряду с фашистской Германией, виновен в развязывании Второй мировой войны. Там даже День Победы отмечают отдельно – 8-го, а не 9 мая, как мы. И как День капитуляции...
Зачем далеко ходить: в США многие обыватели убеждены, что сломали хребет Гитлеру не советские войска, взявшие Берлин, а американцы.
Чтобы сохранить свою гегемонию, англосаксам необходимо стереть память о подвиге советского народа в ВОВ, о весомости для цивилизованного мира нашей Победы. К сожалению, во многом они преуспели. Те же поляки, братающиеся с украми, с легкостью закрывают глаза на Волынскую резню, учиненную бандеровцами. И заявляют, что «лагерь смерти «Освенцим» освободили украинские солдаты». Латыши запамятовали об ужасах детского концлагеря «Саласпилс», принудительно взятая кровь малолетних узников которого попадала в вены солдат Третьего рейха. Да о чем говорить: немецкие танки с крестами вновь воюют на украинских просторах. Против русских.
Именно поэтому нельзя дать недругам затушевать нашу Победу! И важно помнить, чего добивается Россия в рамках СВО – не уничтожения и захвата самостийной, а ее демилитаризации и денацификации.
Матрица нашей памяти – пока вне доступа коллективного Запада.