Смогут ли новые инициативы Брюсселя ликвидировать катастрофическую нехватку артиллерийских боеприпасов у ВСУ?
Совет ЕС 5 мая одобрил совместные закупки снарядов для ВСУ и пополнения резервов армий своих стран на сумму 1 миллиард евро. Артиллерийские снаряды натовского калибра 155-мм и, при необходимости, ракеты будут приобретены через Европейский фонд мира у предприятий европейской оборонной промышленности.
В заявлении особо оговорено, что в рамках этой программы закупка боеприпасов будет вестись только у компаний ЕС и Норвегии. Если же, паче чаяния, станут использоваться сырье и компоненты, произведенные в других государствах, то окончательная сборка все равно должна осуществляться в ЕС и Норвегии, которая не входит в Евросоюз, но является членом НАТО.
На этом настояла Франция, которая ранее блокировала эту инициативу, стремясь поддержать европейскую оборонку. Логика была такой: если производство находится в одной из стран единой Европы, а порох изготовлен в Южной Корее, то для Парижа это неприемлемо.
Предусматривается, что контракты на закупки или заказы на поставку должны быть заключены до 30 сентября 2023 года через Европейское оборонное агентство (EDA) или в рамках совместных проектов по закупкам под руководством любой страны Евросоюза.
Еще в марте верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель озвучил свой «снарядный план», состоящий из трех частей.
Во-первых, предлагалось выделить 1 миллиард евро из Европейского фонда мира на совсем немирные цели – в оплату задолженности ряду стран Евросоюза за передачу боеприпасов Украине в период с 9 февраля по 31 мая. Во-вторых, выделить еще 1 миллиард евро на совместные закупки артиллерийских снарядов с целью восполнения собственных запасов и предоставления боеприпасов Украине в среднесрочной перспективе через Европейское оборонное агентство. В-третьих, нарастить мощности оборонной промышленности в странах ЕС для нужд их армий.
3 мая Еврокомиссия утвердила законодательное предложение на этот счет, направленное на решение проблемы нехватки боеприпасов, ракет и их компонентов. Запланировано выделить на эти цели 500 миллионов евро. Одновременно Брюссель призвал страны ЕС мобилизовать инвестиции в производство снарядов еще на 500 миллионов евро. Еврокомиссия рассчитывает на быстрое принятие соответствующего закона Европарламентом и Советом ЕС до конца июня.
Выходит, что предложенный Боррелем план в общих чертах начал реализовываться. Самодовольный Жозеп, выступая пару дней назад на форуме в Италии, сказал, что ощущает себя министром обороны, а не главным дипломатом ЕС, поскольку все время считает снаряды. Вот до чего докатился...
Отмечу, что ретивость обычно неторопливого Евросоюза подстегнуло очередное заседание в «формате Рамштайн», которое прошло на одноименной американской авиабазе в Германии 21 апреля. Глава Пентагона Ллойд Остин отдал прямой приказ участникам Контактной группы по обороне Украины сконцентрироваться на закупке боеприпасов. Те дружно взяли под козырек.
Напомню, что в начале года 18 стран ЕС пообещали Украине в течение 12 месяцев передать 1 миллион артиллерийских снарядов.
Эту инициативу в конце марта президент РФ Владимир Путин оценил в интервью телеканалу «Россия 24».
«Вот вы сказали про миллион снарядов, про поставку танков. Но смотрите: миллион – это много или мало? Это очень приличное количество… Во-первых, в ведущих странах НАТО, скажем в тех же Соединенных Штатах Америки, исходя из тех источников, которыми мы располагаем, ежемесячно производится 14-15 тысяч снарядов… Вооруженные силы Украины, по подсчетам наших военных, используют за сутки боевых действий до пяти тысяч снарядов. А в Штатах 15 (тысяч) в месяц только производят».
Глава государства добавил, что в следующем году страны НАТО планируют производить 42 тысячи единиц боеприпасов в месяц, в 2025 году – 75 тысяч. «Что будет в 2025-ом, мы еще не знаем, а вот сейчас, в этом году, производят 14-15 тысяч (единиц боеприпасов ежемесячно), при том, что ВСУ тратят за день боевых действий до пяти тысяч», – отметил Путин.
Вот такая арифметика.
Несколько иные данные у генсека НАТО Йенса Столтенберга. Он заявил, что в настоящее время бои настолько интенсивны, что Украина использует от 4000 до 7000 артиллерийских снарядов в день. В то время как Россия – 20 000. То есть в 4-5 раз больше.
Другие западные аналитика называют иную пропорцию – 1:6.
Кстати, в конце прошлого года Минобороны Украины сообщило, что государственный концерн «Укроборонпром» наладил выпуск снарядов калибра 152-мм для орудий советского образца, которые находятся на вооружении ВСУ. Но, похоже, это стало обычным бахвальством. Поставки оказались настолько незначительными, что ими даже рядом не удалось ликвидировать снарядный голод. Идут разговоры о восстановлении производств по выпуску таких боеприпасов в Польше, Болгарии, Чехии. Но произойдет это не вдруг.
Зачем же тогда Штаты и их союзники требуют от Киева начала контрнаступления? Ведь без авиации и надежной артиллерийской поддержки – это самоубийство.