29 июля сего года, бывший заместитель начальника Генштаба ВСУ Игорь Романенко вновь поднял тему боевых действий на Донбассе, заявив, что их возобновление неизбежно, и Украина должна быть готовой к этому. «Сейчас в Донбассе проходят боевые действия низкой интенсивности, но на примере столкновений между Азербайджаном и Арменией хочу показать — они вели переговоры также в Минске почти тридцать лет. Там был конфликт малой интенсивности, но в прошлом году он перерос в локальную войну, к чему и Украине нужно подготовиться», — заявил украинский генерал в эфире телеканала «НАШ».
Таким образом, Донбасс оказался на пороге новой войны. За возвращение этой территории под свой контроль Украина борется долгое время, хотя и безуспешно. Как это было, например, в конце марта этого года, когда появилась первая информация о том, что Киев готовится к новому наступлению. Тогда силами двух армий Россия провела на своей территории учения, в Киеве наступила истерика, после чего состоялся памятный разговор российского и американского президентов, и напряжение начало спадать. Вскоре учения были завершены, и российские войска вернулись в районы постоянной дислокации. Что касается украинских военных, их количество по разным данным от 110 до 150 тысяч человек плюс бронетехника, артиллерия и т.д., то они остались в районе линии соприкосновения с ЛДНР.
Юго-Восток Украины, включая и Донбасс, – это постоянная головная боль для Киева в течение уже 30 с лишним лет. Главным образом, из-за устойчивых пророссийских настроений, которые никак нельзя искоренить. И это неудивительно. Там всегда жило и живет много русских и русскоговорящих, связанных с Россией культурными, историческими и родственными связями. К тому же, несмотря на сложное экономическое положение, Россия заметно богаче Украины и жители приграничных регионов это ясно видят. «Почему в том же Харькове и Харьковской области так сильны пророссийские настроения? Потому что рядом российский Белгород, валовый внутренний продукт которого в советское время был в два раза или даже более ниже, чем в Харькове, а сейчас он в два раза выше. Вот как бы и все, в четыре раза изменилось соотношение, и всем понятно, где богатый сосед», – заявил телеканалу «Первый казацкий» украинский политолог Сергей Белашко.
Поэтому, когда в марте 2014 года, в Россию вернулся Крым, на это же рассчитывали и на Донбассе. 11 мая 2014 года в Донецкой и Луганской областях Украины прошли референдумы, на которых местные жители высказались за создание Донецкой и Луганской народных республик, с перспективой присоединения к РФ. Однако после провала «антитеррористической операции» Киева, были подписаны Минские соглашения, согласно которым Донбасс должен был получить особый статус, оставаясь при этом в составе Украины, которая первое время вроде бы придерживалась взятых на себя обязательств. Верховная Рада приняла два важных закона: об амнистии граждан ЛДНР и о предоставлении особого статуса. Однако они не были подписаны ни спикером парламента, ни тогдашним президентом Порошенко.
В России же относятся к этому по-разному. С одной стороны, число сторонников присоединения растет: если по опросам ВЦИОМ, проведенным в 2017 году, только 18% респондентов высказалось за принятие Донбасса в состав РФ, то в 2019 году таковых было уже 27%. С другой – высказываются опасения, что в случае его присоединения, расходная часть российского бюджета существенно увеличится, главным образом, за счет простых граждан: за счет зарплат бюджетников, за счет пенсий, за счет финансирования медицины, образования, социальных гарантий. Похоже, что нет единого подхода к этой проблеме и в правящей элите.
Плюсы и минусы
Тем не менее, вопрос принадлежности Донбасса рано или поздно придется решать. Причем, многие представители экспертного сообщества уверены, что в конечном итоге он окажется в составе России, что имеет свои как положительные, так и отрицательные стороны.
Присоединив Донбасс, Россия может увеличить свою территорию и расширить геополитические возможности. Это даст возможность оказывать влияние не только на процессы, происходящие на Юго-Востоке, но и на остальной территории Украины, в ее центральных и даже западных областях. А также в Молдавии и Приднестровье.
Член Ливадийского клуба, Директор Института Русского зарубежья Сергей Пантелеев, выдвинул идею т.н. «Новороссийского треугольника». «Если посмотреть на карту Украины и провести воображаемые линии от Приднестровья к Крыму, от Крыма к Донбассу и от Донбасса к Приднестровью, то мы увидим треугольник, который территориально совпадает с тем регионом, который часто называют «Юго-Восток», историческое наименование которого - «Новороссия», и это тот регион, который через влияние на Слобожанщину, Киевщину и др. украинские регионы удерживает Украину в зоне влияния Русского мира», - говорит он. Россия получит в свое распоряжение Мариуполь – один из крупнейших портов на Украине с полноценным выходом в Азовское море.
Дополнительным бонусом здесь станут 4-5 миллионов жителей Донбасса – хорошо образованных, трудолюбивых и, самое главное, лояльных России людей. С их помощью, можно, например, закрыть часть демографических потерь.
Интересен Донбасс и с экономической точки зрения. До событий 2014 года он был промышленно развитым регионом, имевшим в своем составе предприятия чёрной и цветной металлургии, угольную, химическую, и электроэнергетическую отрасли, а также лёгкую, пищевую, деревообрабатывающую, целлюлозно-бумажную и другие виды промышленности. Сейчас они, конечно же, находятся в не очень хорошем состоянии, хотя немалая часть предприятий продолжает работать. Напомним, что Донецкая и Луганская области еще недавно давали порядка 20 % всего украинского ВВП и обеспечивали без малого половину национального экспорта (уголь, цветные и черные металлы, химия, тепловозы, проходческие щиты для строительства шахт и метро…). «Донбасс может развиваться только как территория с развитой промышленностью. Но для этого нужны капитальные вложения, сейчас производственный комплекс республик находится в полуразрушенном состоянии», - заявил в интервью «Свободной Прессе» политолог Анатолий Баранов.
В Донбассе много сланцевого газа, крупнейшее месторождение которого находится в Славянске. Площадь месторождения – 7886 км², прогнозные запасы – 2-4 триллиона кубометров. Именно с ним Киев сейчас связывает свои надежды на достижение энергетической безопасности от России. А в случае присоединения Донбасса к России в полном составе, включая и Славянск, разработки этого сырья вестись не будут.
Во-первых, добыча сланцевого газа связана с нанесением сильнейшего урона экологии того региона, где она ведется. В частности, из-за заражения грунтовых вод. Кстати, по этой причине от разработки сланцевого сырья отказалась в свое время Польша, имеющая огромные запасы этого топлива. Во-вторых, в России и природного газа на ближайшие столетия хватает, и будет хватать.
С другой стороны, есть и противники данного решения. Они указывают на то, что Россия уже подписала Минские соглашения, фактически признав Донбасс частью Украины, и обязалась следовать этому документу. Если его разорвать, то Россию могут обвинить в уничтожении дипломатического формата. Это приведет либо к падению международного престижа Москвы (ведь Российская Федерация выступает в роли защитника международного права). Или того хуже – к международной изоляции, серьезным санкциям и конфликту с Западом, что для РФ в настоящее время было бы нежелательным.
Кроме того, противники воссоединения Донбасса с Россией исходят из того, что это очень большая экономическая нагрузка: нынешние расходы на поддержку ДНР и ЛНР неизвестны до сих пор, но по оценкам немецкого издания Bild на них РФ ежегодно тратит 1 миллиард евро. Понятно, что в случае присоединения эта цифра возрастет в разы. И это при том, что сама Россия находится сейчас не в самом лучшем экономическом положении: по данным Росстата, в 2020 году российская экономика сократилась на 3,1%. Это максимальное падение за одиннадцать лет: хуже было только в кризисном 2009 году, когда ВВП РФ рухнул почти на 8%. Сейчас, когда все усилия брошены на преодоление последствий пандемии, найти дополнительные свободные финансы на восстановление и развитие бывших двух областей Украины будет очень трудно.
Присоединение неизбежно
На данный момент республики Донбасса находятся в подвешенном положении. Украина не восстановила контроль над территорией, Россия официально не признала суверенитета ДНР и ЛНР, и не приняла республики в свой состав, ограничиваясь раздачей паспортов и гуманитарной помощью.
Однако в таком положении он долго существовать не сможет, рано или поздно придется делать выбор. Сценарий «буферных республик» здесь не возможен. Возвращаться в состав Украины там уже не хотят, а попытка силового захвата означает дальнейшую эскалацию конфликта. В таком случае России придется защищать ЛДНР уже хотя бы потому, что уже каждый третий-четвертый житель Донбасса имеет российский паспорт. А защита соотечественников в РФ провозглашается на конституционном уровне. Соответственно, после окончания войны, следующим и неизбежным шагом будет включение его в состав России полностью, вместе с городами, которые ДНР и ЛНР считают своей частью (Лисичанск, Славянск, Мариуполь и т.п.), временно оккупированной Украиной.
Возможен и другой вариант, при котором Донбасс будет входить в состав РФ поэтапно, постепенно подтягивая уровень жизни и другие показатели до российского уровня, и уж только потом последует объединение. О возможности реализации такого сценария говорит тот факт, что по планам властей ДНР, к началу 2022 года зарплаты и пенсии в ДНР должны вырасти до уровня Ростовской области. За ними будут подтягивать и другие показатели. «Проведение переписи населения, повышение социальных стандартов, перевод на российское законодательство означает, фактически, присоединение данных регионов к России без юридического признания. То есть нужно будет просто оформить всё юридически и ликвидировать границу», - заявил глава ДНР Денис Пушилин.
Еще одним немаловажным моментом, свидетельствующим о возможности развития событий по этому сценарию, является участие жителей Донбасса, имеющих российские паспорта в сентябрьских выборах, что означает уже их практическую вовлеченность в политическую жизнь Российской Федерации.
По всей видимости, Москва пока не спешит открывать карты, на словах поддерживая территориальную целостность Украины. Но одно дело – официальные заявления, а совсем другое – реальные действия, которые свидетельствуют в пользу перспективы вхождения. Так что все идет к тому, что рано или поздно Донбасс окажется в составе России.
Фото: euskalherria-donbass.org