Пакистан восстал против проамериканских властей

В ядерном государстве ситуация обострена до предела.

Одна из крупнейших стран Азии оказалась на грани гражданской войны. К этому привело противостояние самого популярного в Пакистане политика, бывшего премьер-министра Имрана Хана, отстраненного от власти после его встречи в Москве 24 февраля 2022 года с президентом России Владимиром Путиным, и прозападных сил. Несмотря на начало СВО, Хан не отказался от контакта с российским лидером, и это стоило ему власти. Сказались сильные позиции в Пакистане англосаксов, на что прямо намекает бывший премьер Хан, с тех пор находящийся в оппозиции и добивающийся возвращения во власть.

Чтобы не допустить этого, коалиция правящих партий еще два месяца назад инициировала оформление ордера на его арест. Экс-премьеру вменяют целый ряд уголовных преступлений – испытанный способ устранить политического противника, используемый в странах так называемой зрелой демократии, например в США (что мы видим по делу экс-президента Трампа).

Именно так сам Хан оценил действия властей, обвинив в заговоре против него не только своих политических противников, но и англосаксов, которые за этим стоят. Бывший премьер потребовал распустить парламент, чтобы провести досрочные выборы.

Но они не были назначены, более того, даже очередные выборы перенесены на октябрь. Все потому, что по всем опросам партия Хана «Движение за справедливость» сейчас победит на любых выборах. Об этом свидетельствуют и результаты местных выборов, прошедших уже после отстранения Хана от власти.

Хан приобрел популярность, обличая коррумпированную, не способную дать импульс развития страны элиту. Он выступал против представителей двух главных провинций, Пенджаба и Синда, которые сменяли друг друга у власти (или объединялись, как это произошло сейчас, в правительстве, сменившем Хана). Периодически в это политическое течение жизни вмешивались военные, заменяя гражданское правление армейским. Так может произойти и сейчас, если армия сочтет, что это единственная альтернатива гражданской войне.

Власти, видимо, долго не решались на арест Хана.

Когда они пошли на это, Пакистан будто взорвался изнутри. Миллионы и миллионы сторонников оппозиции вышли на улицы. Это привело к массовым стычкам и уличным побоищам. Таких масштабных выступлений не было за всю историю страны. Протестующие стали поджигать казармы, пытаются захватить правительственные учреждения.

Власть ответила вводом армейских подразделений в Исламабад и некоторые другие крупные города и центры волнений.

Если армия, которая в Пакистане имеет особый статус и авторитет, будет опять решать судьбы страны, власть может перейти к начальнику генерального штаба генералу Асиму Муниру.

Других вариантов немного.

Пока что суд арестовал Имрана Хана на восемь дней. Его сторонники вряд ли отступят. Традиционные политические элиты, партии Шарифа и Бхутто, могут попытаться сломить их сопротивление в том числе с помощью армии, и вынести бывшему премьеру приговор. Если же власти уступят и выпустят Хана, то осенью он наверняка выиграет выборы и вернет себе свой утраченный пост.

Есть и другие варианты. В ноябре прошлого года Хана ранили в ногу в ходе протестов в Визарабаде, сам экс-премьер считает это покушением на его жизнь. В истории Пакистана были убийства премьеров. 27 декабря 2007 года в результате теракта погибла бывший премьер и лидер оппозиции Беназир Бхутто.

Есть и пример премьера Первеза Мушаррафа, который активно боролся с коррупцией, но в конечном счете был вынужден бежать из страны и доживать свои дни в Дубае.

Конечно, эти события нельзя полностью приписать действиям англосаксонской закулисы. Хотя обстоятельства отстранения Хана свидетельствуют, что без нее не обошлось. Сам Хан говорил, что из Вашингтона ему угрожали, особенно когда он, будучи у власти, стал слишком сближаться с Китаем, наладил отношения с Россией. Интересы Пекина здесь огромны, Пакистан – одна из ключевых стран в китайском проекте «Один пояс - один путь». Когда Хан приезжал в прошлом году в Москву, возможно, там шел разговор и о проекте газопровода «Пакистанский поток», который открыл бы трубопроводный путь и в Индию.

Несмотря на растущее раздражение в Пакистане вмешательством извне, влияние Запада здесь все еще сильно. США действуют по испытанному принципу «разделяй и властвуй», провоцируя конфликты как внутри страны, так и с Индией, с которой у Пакистана (бывшего некогда частью Индии) отношения крайне сложные.

Как бы ни развернулись события, Россия традиционно не вмешивается во внутренние дела других государств. Но масштабные волнения в бедной, но ядерной стране чреваты большими осложнениями. Тем более, что Хан однозначно заявляет, что не намерен пресмыкаться перед американцами и делать из своей страны раба США.