Два кандидата на пост президента Республики – два разных пути в будущее наших отношений.
14 мая – решающий день в судьбе Турции, выборы в которой покажут, по какому пути пойдет Республика. Важно это не только для самой Турции – их результаты будут влиять на отношения страны с Россией, ЕС, США, НАТО, Сирией, Украиной и даже – на отношения Армении и Азербайджана
Сразу оговорюсь: этот комментарий я пишу, когда известны только предварительные результаты голосования, но уже можно делать некоторые выводы по мере обработки бюллетеней. Окончательный результат подсчета голосов 64 167 тысяч турецких избирателей станет известен сегодня, 15 мая, а официальные итоги – 19 марта.
…Сначала в предвыборной гонке было объявлено о четырех кандидатах на пост президента, но Мухаррем Индже сам снялся после довольно мутного скандала с сексуальным подтекстом, что для мусульманской страны самоубийственно для политика. И их осталось трое: 69-летний Тайип Эрдоган, 74-летний Кемаль Кылычдароглу и 55-летний Синан Оган. Шансов на победу у последнего, практически не было никаких, но человек он интересный, выпускник МГИМО, долгое время жил в Азербайджане, защитил кандидатскую диссертацию в МГУ, бывший депутат парламента, член клуба «Валдай».
На стороне Эрдогана – уникальный опыт, и ему есть что предъявить своим избирателям из достигнутого. С другой стороны, в обществе есть некое недовольство долгим сроком его пребывания у власти. Надо признать, что при нем Турция укрепилась не только как региональная держава, но стала ведущим игроком во многих геополитических вопросах. Против Эрдогана – ухудшение его здоровья, упреки в подавлении оппозиции, падение национальной валюты, инфляция, последствия землетрясения в феврале этого года, которое привело к гибели около 50 тысяч человек и вскрыло некую коррупционную составляющую в строительной индустрии страны. Интересно и отношение Эрдогана к российско-украинскому конфликту: с одной стороны, он один из гарантов зерновой сделки, с другой – поставляет на Украину свое оружие, но и не присоединился к тем, кто призывает и участвует в политической и экономической изоляции России. Руководствуется Эрдоган в данном случае абсолютным прагматизмом, отлично зарабатывает на российских газе и нефти, сделав из своей страны крупнейший хаб, активно пытается стать ключевым игроком в организации мирных переговоров между Россией и Украиной.
Основной его соперник – Кемаль Кылычдароглу, кандидат от шести оппозиционных партий. Он считается прозападным кандидатом, который обещает вернуться к парламентской республике, решить курдский вопрос и декларирует сближение с ЕС и Штатами. О его прозападности говорит даже то, что перед самыми выборами он отметился воинственной риторикой – не приведя никаких доказательств, обвинил Россию в том, что она пытается влиять на выборы в Турции. Кандидат написал в Twitter на турецком и на русском языках, обращаясь к России: «Дорогие русские друзья, вы стоите за монтажами, заговорами, контентом Deep Fake и записями, которые вчера были разоблачены в этой стране. Если вы хотите продолжения нашей дружбы после 15 мая, держите руки подальше от турецкого государства. Мы по-прежнему выступаем за сотрудничество и дружбу».
На что тут же получил ответ от Эрдогана, который предложил обнародовать данные о том, как пытаются вмешиваться в нынешние выборы Европа и Америка. Вот его слова: «Теперь Кемаль Кылычдароглу начал насмехаться и над Россией. Что, мол, Россия вмешивалась в выборы. Как тебе не стыдно! Что ответишь ты, если я скажу, что в выборы [в Турции] вмешиваются США, Великобритания, Германия?» Кстати, после этого Кылычдароглу от дальнейшей дискуссии уклонился.
По предварительным данным опросов общественного мнения было понятно: борьба за президентское кресло будет горячей. Ни один из кандидатов до начала выборов не имел подавляющего большинства голосов. За Эрдогана готовы были голосовать 43 процента, а за его оппонента – 42,5. Так что социологи не исключали и второй тур выборов, который по турецким законам должен состояться 28 мая.
Ожидалось, что крупные города – это электорат Кемаля Кылычдароглу, а вот сельская Турция – за Реджепа Тайипа Эрдогана. Достаточно вспомнить массовые митинги против Эрдогана, которые проходили в Стамбуле. Но нельзя не учитывать и того факта, что перед самыми выборами Эрдоган поднял зарплаты госслужащим на 45 процентов, а их в Турции – около 700 тысяч. И если учесть, что у каждого есть еще члены семьи, а в Турции семьи традиционно большие, то смело можно умножать эту цифру минимум на четыре. Вот и получается, что Эрдоган смог привлечь голоса еще 3-х миллионов избирателей.
Причем если за Эрдогана – турецкий народ из глубинки, сельские жители и религиозная часть, а сам он все годы своего правления проводил мягкую, но исламизацию, то за Кемаля Кылычдароглу – молодёжь и женщины, которые в Турции составляют значительную часть населения.
Интересно, как вели себя кандидаты во время своего голосования. Эрдоган прибыл на избирательный участок с женой и встал в длиннющую очередь, а когда его попытались пропустить вперед, отказался: мол, у урн для голосования все равны. А дальше стал раздавать деньги детям, которые пришли с родителями. Раздал около 200 лир, что не является подкупом избирателей, поскольку дети ведь не голосуют. Но, несомненно, такой театральный жест тоже был рассчитан на привлечение симпатий избирателей. Дети и правда не голосуют, но голосуют их родители.
Калычдароглу голосовал вместе с женой в Анкаре и, как сообщает корреспондент РИА Новости, отказался ответить на его вопрос, будет ли он участвовать в переговорах с Путиным, если победит на выборах.
Что может измениться, если Тайип Эрдоган вдруг выборы все же проиграет? Каких перемен ждать в отношении Турецкой Республики к Сирии, карабахскому конфликту, с Россией и Украиной, странами Средней Азии? Предполагаю, что резких изменений не произойдет, но таких доверительных отношений у России, как сейчас с Эрдоганом, может и не сложиться. Но и говорить о том, что произойдет разрыв, не приходится, слишком тесные экономические взаимовыгодные связи сложились между нашими странами. Присоединение к санкциям против нашей страны сильно ударило бы по достаточно в нынешней ситуации ослабленной турецкой экономике.
После обработки 100% бюллетеней лидером стал Реджеп Тайип Эрдоган. У него 49,24% процента. У его конкурента Калычдароглу – 45,06 процента. При этом независимое турецкое агентство АНКА, а также ряд представителей оппозиции, сообщают, что Кемаль Калычдароглу опередил Эрдогана.
Как бы там ни было, никто из кандидатов не набрал более 50% голосов, а значит нас ждет второй тур, которые состоится 28 мая.
Не исключено, что Турция может не принять спокойно результаты голосования, и сторонники каждого кандидата, считая, что выиграл именно он, могут повести себя непредсказуемо. И хотя Эрдоган заявил, что готов спокойно покинуть свой пост, если проиграет выборы, посмотрим, чем все кончится. Тем более, что осталось совсем немного времени – и мы узнаем, кто возглавит Турецкую Республику и по какому пути она пойдет.