Зерновой интерес

Россия готова прекратить продлевать действие Черноморской зерновой инициативы и полностью переориентироваться в экспорте зерна на Китай и страны Азии. Но, возможно, еще раз проявит великодушие.

По сообщению источника ТАСС, срок действия Зерновой сделки, истекающий 18 мая, будет продлен на 60 дней. Как известно, это соглашение позволяет Украине и России экспортировать свою сельхозпродукцию для того, чтобы на мировом рынке не возникло дефицита. Условия сделки в части Украины соблюдаются, а в части России – нет. Более того: зерно и другие товары с Украины вывозятся не в развивающиеся страны, как это первоначально задумывалось, а в Европу. Ранее Москва заявляла, что не собирается продлевать сделку. И если она все же будет пролонгирована, то это станет своего рода подарком президенту Турции Эрдогану, который не смог победить в первом туре президентских выборов и находится в сложной ситуации. Все будет зависеть от ситуации и договоренностей лидеров Турции и России.

foto

Если Россия (лично президент Путин) все-таки решит продлить действие так называемой Черноморской инициативы, то, как сообщают российские источники, президент Эрдоган в ближайшие дни должен сообщить миру об успешном завершении переговоров, которые шли по этому поводу в Стамбуле. Причем оглашение решения по традиции состоится после телефонного разговора двух президентов – Турции и России.

Ранее замглавы МИД РФ Сергей Вершинин по итогам прошедших 10-11 мая в Стамбуле переговоров делегаций России, Турции, Украины и ООН сообщил журналистам, что российская часть договоренностей прекратит действовать, если в Москве до 18 мая не получат гарантий выполнения своих требований. Они касаются экспорта сельхозпродукции и удобрений, переподключения Россельхозбанка к системе SWIFT и ряда других вопросов. Несмотря на первоначальные уступки РФ в отношении зерновой сделки, Украина и её хозяева не раз нарушали условия договора. Немалая часть сельхозугодий на Украине находится в иностранной собственности, по сути, Украина, используя Зерновую сделку экспортирует чужое зерно, которое к тому же идет тем же западным партнерам по заниженным ценам. Но примерно 40 процентов экспорта поступает в Турцию, это ей выгодно, и данное обстоятельство Россия вынуждена учитывать в сложившейся ситуации.

Конечно, мы не знаем всех условий торга, который идет вокруг этой сделки. Но все же России есть что предъявить в качестве козыря. И если сделка не будет продлена, это ровным счетом ничего не значит для нашей страны.

Дело в том, что в Забайкальском крае начал действовать крупнейший зерновой терминал России. Он был построен в рамках организации зернового коридора в Китай и создания логистических цепочек, которые бы позволили кратно нарастить экспорт российского зерна в Китай. А затем и в другие страны Азии.

Не так давно президент России Владимир Путин поручил рассмотреть вопрос о заключении соглашения с Китаем по проекту «Новый сухопутный зерновой коридор». Соглашение преследует цель увеличить производство зерна на территориях Дальневосточного, Сибирского и Уральского федеральных округов. Это поручение должно быть полностью выполнено к 1 октября 2023 года. Особенность нового зернового коридора заключается в том, что он интегрирован в транспортную инфраструктуру региона. 6 сентября прошлого года начал работать Забайкальский зерновой терминал – самый крупный в России специализированный железнодорожный объект зерновой логистики. Он рассчитан на перевалку 8 млн тонн зерна. В него вложено свыше 9 млрд рублей, причем это частные инвестиции. Кроме того, вдоль Транссибирской магистрали сооружаются еще 7 крупных элеваторов общим объемом 1,4 млн тонн. Идея такого транспортного коридора впервые была озвучена в 2012 году, его строительство началось в 2016 году.

Есть много резонов в пользу прекращения пустых разговоров с Украиной и убеждения ее западных кураторов и ООН, чтобы они соблюдали условия зерновой сделки, касающиеся России. Новый зерновой коридор не только позволит переориентировать большие объемы экспорта зерна, но и существенно сократить время транспортировки. Ведь доставка продукции морем до Китая занимает от двух до трех месяцев, а через новый зерновой коридор – 2-3 недели. Немаловажно и то, что российские сельхозпроизводители получают стабильную возможность сбыта своей продукции с перспективой наращивания производства и соответствующие конкурентные преимущества.

Но для запуска и эффективной работы этого коридора придется решить ряд организационных вопросов. Прежде всего это касается работы таможенных пунктов пропуска и процедур оформления грузов с обеих сторон. Нередко здесь возникают заторы, связанные с бюрократическими проволочками, для устранения преград, возможно, потребуется и политическая воля.

Кроме того, существует еще целый ряд ограничений с китайской стороны, в частности, на поставки со всей территории России озимых пшеницы, ячменя, кукурузы, рапса и других культур, а также продуктов их переработки. Все это предстоит устранить сторонам, чтобы существенно расширить торговлю сельхозпродукцией и обеспечить продовольственную безопасность обеих стран, о чем говорил в ходе недавних переговоров с председателем КНР Си Цзиньпином премьер правительства России Михаил Мишустин.

Китай стратегически крайне заинтересован в расширении импорта зерна и другой сельхозпродукции из России. Это позволит ему снизить зависимость от США, а также от его сателлитов, у которых КНР закупает немало сельхозтоваров. Так что здесь интерес вполне обоюдный: нам нужны новые рынки сбыта, а Китаю – иные, дружественные поставщики сельхозпродукции.