Лассо выбрал «перекрестную смерть» и распустил парламент

Эквадорцы проявили равнодушие к разборкам по перетягиванию ветви власти между исполнителями и законодателями страны.

«Я решил применить 148-ю статью Конституции республики, которая дает мне право распустить Национальную ассамблею в связи с серьезным политическим кризисом и внутренними волнениями», – заявил Гильермо Лассо, 47-й президент Эквадора.

Загнанный оппозицией в угол, глава государства пошел на свой «последний и решительный» шаг, чтобы сохранить имя и честь. Ему грозил импичмент по весьма сомнительному обвинению в хищении средств. Для отстранения Лассо требовалось набрать 92 голоса в законодательном собрания из 137 его членов. И, похоже, необходимый кворум набирался.

Есть такой конституционный механизм в Эквадоре, который позволяет главе исполнительной власти распустить однопалатный законодательный орган и назначить новые выборы. Это «перекрестная смерть», когда и президент, и Национальное собрание одновременно теряют свои полномочия. Конечно, временно.

По закону Национальный избирком в этом случае в течение семи дней назначает внеочередные всеобщие выборы, которые должны состояться в 90-дневный срок. Вновь избранная исполнительная и законодательная власть просуществует до мая 2025 года, когда должны состояться всеобщие выборы.

Кстати, эта статья была внесена в Конституцию в 2008 году по инициативе левого президента Рафаэля Корреа (2007-2017), лидера в изгнании нынешней оппозиции «корреистов». Он был обвинен в коррупции, заочно приговорен к восьми годам тюремного заключения и теперь скрывается от правосудия в Бельгии.

До сих пор ни один президент никогда не вводил «перекрестную смерть» в действие. Гильермо Лассо – первый. До этого вопросы власти решались традиционным для латиноамериканской реалии методом госпереворотов. В конце XX – начале XXI века Эквадор пережил одно из худших десятилетий своей истории: в период с 1996 по 2007 год в стране сменилось семь избранных президентов, при этом трое были свергнуты в результате госпереворотов, спровоцированных выступлениями коренных народов и при вмешательстве парламента страны.

Попытку покушения на власть Гильермо Лассо парламентская оппозиция предприняла во второй раз с тех пор, как он вошел в резиденцию президента Эквадора Дворец Каронделет в 2021 году.

67-летний бывший банкир консерватор Гильермо Лассо стал главой государства на фоне серьезного социально-экономического кризиса, усугубленного пандемией COVID 19. В своей предвыборной кампании Лассо обещал создать два миллиона рабочих мест и усовершенствовать систему здравоохранения, усилить борьбу с коррупцией, преступностью и наркотрафиком, построить 20 000 домов в рамках госпрограммы жилищного строительства.

Обещать еще не значит сдержать слово. Уже через год некоторые из предвыборных обещаний Лассо в области занятости, образования, жилищного строительства и борьбы с коррупцией были исключены из правительственных программ или Национального плана развития (НПР). 36% городского населения и 66% сельского живут в условиях нищеты, лишены элементарного медицинского обслуживания.

Накануне слушаний дела об импичменте президента в Национальном собрании Лассо оказался между молотом и наковальней. У него было три варианта:

1. Оппозиция не наберет необходимые для импичмента 92 голоса. Тогда Лассо продолжит исполнять свои обязанности президента до следующих всеобщих выборов в 2025 году.

2. Оппозиция набирает 92 или более голосов, Лассо объявляют импичмент и отстраняют от должности президента.

3. «Перекрестная смерть». Лассо прибегает к 148-статье Конституции, в результате и президент цел, и большинство левых в парламенте получают легальную возможность укрепить свою власть на предстоящих выборах.

При последнем варианте было неясно, как поведет себя улица и коренное население, являющееся после левых самой мощной политической силой в стране. Протесты могущественной Конфедерации коренных народов (CONAIE) в последние годы почти парализовали страну.

Но, похоже, президент заручился поддержкой вооруженных сил. Командующий Объединенным командованием вооруженных сил (Comaco) Нельсон Проаньо объявил, что армия и национальная полиция «остаются на своей неизменной позиции абсолютного уважения Конституции и законов», и предупредил, что вооруженные силы будут действовать «твердо», если вспыхнет какое-либо насилие. Сильный контингент военных и полицейских заблокировал доступ к зданию Национальной ассамблеи в столице Эквадора Кито.

В принципе это было излишне. Население в общем-то равнодушно отнеслось к «муждусобойчику» властей, и даже парламентская оппозиция не подняла никакого шума.

Отстраненность эквадорцев вызвала подозрение, что во всей этой истории не обошлось без «пятой колонны». В интервью испанской газете El Pais сразу после объявления «перекрестной смерти» Лассо припомнил, что за два года его правительство изъяло 420 тонн наркотиков, что в пять раз больше, чем двумя предыдущими правительствами за 15 лет.

И в этом кроется тайна той самой «пятой колонны», услугами которой в странах развитого наркобизнеса не гнушаются пользоваться все от крайне левых и левых до правых и крайне правых. Эквадор – не исключение.

Наркогруппировки, наладившие связи в Колумбии и Мексике, распространили свою власть в стране, что вызвало рост волны насилия. К концу 2022 года по сравнению с 2021-м число умышленных преступлений увеличилось практически вдвое с почти 2500 случаев до более 4200.

И без того относительное спокойствие «Страны экватора» было нарушено. Между тем, правительство Лассо намеревалось классифицировать преступные группировки как террористические организации, что позволило бы силовикам объявить жесткую войну наркоторговцам.

И это имело бы поддержку у эквадорцев, которых «достал» рост числа похищений, вымогательств и мелких преступлений. Но подкормленные парламентарии и подкупленная пресса убедили, что правительство Лассо не предпринимает усилий, чтобы остановить преступность и наркоманию. Надуманный предлог для импичмента президента, как и бывает в таких случаях, стал negotium desiderabile (желанным делом).

«Самая большая проблема Эквадора заключается в том, что политическая элита поглощена своими конфликтами и мелкими интересами», – считает директор Латиноамериканского факультета социальных наук в Кито Фелипе Бурбано. «Проблема насилия усугубляется слабостью государства и правительства», – добавил он.

«Что вы будете делать в качестве президента в ближайшие месяцы?» – спросил корреспондент газеты El Pais президента Гильермо Лассо.

«Править Эквадором с особым упором на четыре направления: безопасность граждан, здравоохранение, образование и инфраструктура, пытаясь за шесть месяцев сделать то, что мы планировали сделать за два года».

Кто поверит, что за шесть месяцев удастся сделать то, чего не сделали за два года? Призрак неуправляемости снова угрожает Эквадору.