Ереван меняет вектор

Почему-то заявление премьер-министра Армении на пресс-конференции относительно готовности признать Карабах частью Азербайджана, а также о возможности выхода этой республики из ОДКБ вызвало большой ажиотаж в российском информационном пространстве. Последний вопрос пришлось комментировать даже Д. С. Пескову. Хотя оба эти тезиса в российском экспертном сообществе были давно ожидаемы. GEOFOR, например, прогнозировал подобный сценарий еще в 2020 году.

О возможности сдачи Карабаха Азербайджану целый ряд армянских экспертов и их западные коллеги стали говорить, как только Пашинян пришел к власти. И не ошиблись. В качестве аргумента указывалось на тесную связь новоизбранного лидера с Фондом Сороса и посольством США.

Первым шагом в этом направлении был приказ армянским ВС оставаться в казармах в ходе войны на Карабахе в 2020 году. Арцах защищали его жители, добровольцы из Армении, России и других стран, но не профессиональные военные из родственной республики.

При этом премьер-министр не преминул обраться в ОДКБ за военной помощью, отлично зная, что она может быть оказана стране только в случае, если она и её армия непосредственно участвуют в боевых действиях. Чего как раз и не было. Однако этот момент был активно использован в антироссийской пропаганде, которую стали вести местные проправительственные СМИ. И следует признать, что небезуспешно.

После «генеральского бунта» в Ереване, который последовал после поражения в этом военном конфликте, и многочисленных массовых акций протеста, участники которых требовали его отставки, Пашинян решился-таки на внеочередные выборы, которые непонятно каким образом выиграл, утвердив свою власть.

А далее Ереван стал последовательно проводить политику, направленную на «внесение баланса» в отношениях с Россией и Западом.

Под этим, как отмечают аналитики Fitch, подразумевается постепенный отказ от вовлеченности России в обеспечение безопасности Армении за счет усиления роли европейцев и США. Кстати, только что прошло сообщение о прибытии в республику двух представителей Пентагона: генерал-майора Кита Филлипса и гражданского высокопоставленного чиновника Патрика Прайора, которые будут обсуждать с местными властями «партнерство в области безопасности».

В то же время Ереван намерен и дальше развивать торгово-экономическое сотрудничество с Москвой и другими республиками постсоветского пространства. Так что за рост товарооборота, который у нас считается одним из основных показателей дружбы и сотрудничества, можно не беспокоиться. А вот будущее наших миротворцев, военной базы в Гюмри и пограничников, которые являются последним рычагом российского влияния в Закавказье, оптимизма не внушают.