Страны этого региона дрейфуют от США и Запада в сторону России и Китая.
Очевидный факт: во время президентства Байдена начался уход Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов из-под влияния США. Чего стоит хотя бы отказ этих стран в марте прошлого года от проведения телефонных переговоров с ним! Это был серьезный щелчок по носу носителям идеи американской сверхдержавности – типа, наши младшие союзники, куда они денутся? Оказалось, денутся. Они просто отказались увеличивать добычу нефти к выборам в Конгресс, показав, что не собираются делать Штатам такой подарок, спасая Америку от высоких нефтяных цен.
Эр-Рияд, обидевшись на заявления Байдена, что КСА станет страной-изгоем после убийства журналиста Хашогги, демонстративно отвернулся от США, развернувшись в сторону Китая. А санкции в отношении нефтегазового сектора России заставили королевство обеспокоиться на перспективу: а не поступят ли американцы так и с ним? И формула «нефть в обмен на безопасность», которая много лет действовала между Саудовской Аравией и США, перестала работать. Кроме того, суннитский Эр-Рияд самостоятельно, исключив Вашингтон, пошел на сближение с шиитским Ираном, хотя много лет они откровенно считали друг друга врагами. Теперь же при посредничестве Китая этим странам удалось возобновить дипломатические отношения.
Второй удар по дипломатии Белого дома нанесла Россия, при ее посредничестве началось сближение между Эр-Риядом и Дамаском. Необходимо напомнить, что с 2011 года страны Персидского залива (включая ОАЭ и КСА) поддерживали США, которые помогали повстанцам, боровшимся против режима Асада. Но в этом году их позиция резко изменилась. Президент Башар Асад нанес в Саудовскую Аравию официальный визит, и вопрос о возвращении Сирии в Лигу арабских государств, откуда она была исключена, стал обретать реальные черты. Кроме того, страны Персидского залива начали налаживать дипотношения с Турцией.
Все это ярко показывает, как слабеют в этом регионе позиции Вашингтона и укрепляются – России и Китая.
Не сработал расчет США и ЕС на то, что после введения беспрецедентных санкций против России, включая запрет на покупку ее нефти и газа, страны ОПЕК во главе с саудитами откроют пошире краник, и цена на нефть будет комфортной для западного мира.
Ко всему прочему началась борьба за логистические коридоры, и в этом вопросе США тоже терпят поражение. После встреч в январе-феврале министров обороны России, Китая и Ирана изменения произошли в целом ряде регламентаций режима использования стратегически важных транспортных путей. Например, в Ормузском проливе, через который проходит до 80 процентов транспортировки углеводородов из стран Ближнего Востока в США, ЮВА, Европу, Японию, Индию, Филиппины, Иран установил свои правила. Он решил выборочно блокировать танкеры, перевозящие нефтепродукты в западные страны. Так, в апреле этого года ВМФ Ирана арестовал танкер с грузом саудовской нефти, следующий в США, а в мае задержал танкер под панамским флагом. Не стоит забывать и о том, что Китай строит железную дорогу в пакистанский глубоководный порт Гвадар на Аравийском море, где у него военно-морская база. То есть порт этот под административным контролем Пакистана, но на самом деле под контролем Китайской холдинговой компании зарубежных портов. Китайская военно-морская база в порту Гвадар легко блокирует Ормузский пролив и к тому же может контролировать подходы к Малаккскому проливу, через который идет 20 процентов всего мирового морского товарооборота. А блокировка Малаккского и Ормузским проливов приведут к полному экономическому коллапсу в Европе и США. Это сравнимо с ядерным ударом по экономике этих стран.
Кроме того, замораживание российских золотовалютных резервов, отключение нашей страны от SWIFT показали всем, что в любой момент США может использовать эту дубинку и против других стран. И подорвали веру в доллар, что привело к созданию новых союзов, торгующих не в евро и долларах, а в национальных валютах. Россия принимает оплату за свои нефть и газ в рублях и юанях. Индийцы начали оплачивать российское топливо дирхамами, Китай – юанями и рублями. То есть появляются не только новые политические союзы, независимые от Запада и США, но и экономические, использующие свои валюты для взаиморасчетов, что подрывает гегемонию Белого дома и демонстрирует новую геополитическую реальность современного мира.
Целый ряд ближневосточных стран – Египет, Катар, Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн и ОАЭ – партнеры, ориентированные на Китай, Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Кроме того, саудиты и египтяне высказывают заинтересованность в присоединении к БРИКС, в которую входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка. Проявляет интерес к БРИКС и Турция при том, что эта страна состоит в союзе с США. Так что санкции американцев против России и противостояние с Китаем привели к тому, что на Ближнем Востоке их влияние значительно упало и генерирует создание новых союзов, но уже без американского патронажа.
Все уже «наелись» американской руководящей и карающей роли, как, например, Турция, которую после покупки российской системы С-400 в нарушение статуса члена НАТО, американцы лишили возможности приобрести истребители F-35. Точно так же наказали и ОАЭ, отлучив от покупки истребителей F-35 за нежелание свернуть связи с Пекином.
И похоже, что в дальнейшем этот процесс дистанцирования от Америки, выступающей в роли ментора, будет только нарастать. Станут возникать все новые союзы стран, пытающихся поставить во главу угла собственные интересы, а не покорно выполняющих волю ЕС и Белого дома.
А если учесть еще и Африку, многие страны которой переориентировались на Китай и сближение с Россией, то совершенно очевидно, что идет полная перекройка геополитической карты мира, и явно не в пользу Белого дома. Предположим, что к уже существующим союзам, возглавляемым Россией и Китаем, присоединится еще немало стран. Так что попытка изолировать Россию, наказать ее санкциям привела к совершенно обратному результату.