Литий – новый «Эльдорадо» в Андах

Мир нуждается в этом мягком металле больше, чем когда-либо, Южная Америка это знает и с опаской встречает неоконкистадоров.

Пятьсот лет назад европейцы отправились вглубь Южной Америки в поисках богатого золотом города. Сегодняшний Эльдорадо – это то место, куда теперь уже китайцы, европейцы и американцы устремляются в поисках контрактов на один из самых ценных металлов XXI века: литий.

Так к «Андскому треугольнику» – Перу, Боливия и Колумбия, обогатившиеся на производстве и торговле кокаином –, прибавился новый «Литиевый треугольник», сулящий большую прибыль.

«Литиевый треугольник» – это богатый литием регион в Андском юго-западном углу Южной Америки, охватывающий границы Аргентины, Боливии и Чили и образующий географический треугольник литиевых ресурсов под их соляными равнинами. На него приходится 63% мировых запасов лития планеты.

По оценкам Геологической службы США (USGS), из общего мирового объема в 86 миллионов тонн разведанного лития, в Боливии содержится 21 миллион тонн, в Аргентине – 19,3 миллиона и в Чили – 9,6 миллиона. К ним можно добавить Перу и Мексику, обладающих еще тремя миллионами тонн, но они ни погоды, ни политики не делают.

Резко возросшую роль лития в нынешнем веке ученые и эксперты предпочитают все же сравнивать не с опасным для здоровья наркотиком, а с «нефтью XX века». И неучастие в литиевом бизнесе сродни тому, как если бы мировое бизнес-сообщество отказалось вести разработку ближневосточной нефти.

И если нефть называют «черным золотом», то литий – «белым золотом», не столько из-за его серебристо-белого оттенка, сколько из-за рыночной стоимости. Согласно «Отчету о мировом рынке лития, 2023 г.», мировой рынок этого металла вырастет с 6,2 млрд долларов в 2022 году до 7,25 млрд долларов в 2023 году, а в 2027 году – 13,85 млрд долларов при среднегодовом темпе роста 17,5%.

Этот металл – ключевой для изготовления аккумуляторов, комплектующих в атомной промышленности, космической и транспортной отраслях, в фармакологии и даже ядерной энергетике. Литий необходим для выпуска алюминиевых полуфабрикатов, электроники, лазерной техники, нужен для выплавки и легирования алюминия, повышения пластичности, прочности и восстановления металлов.

Аналитики энергетики прогнозируют, что к 2040 году каждый второй автомобиль, продаваемый в мире, будет электрическим. Так что Tesla больше не является «чудаковатым» производителем электромобилей. Сегодня почти 40 автопроизводителей по всему миру производят электромобили. Причем General Motors, Mercedes, BMW, Jaguar, Volkswagen планируют к 2035 году в основном перейти именно на производство электромобилей. Чтобы удовлетворить спрос, необходимы литиевые батареи, очень много литиевых батарей.

«Литиевый бум» – хорошая новость для Южной Америки. В 2021 году Аргентина и Чили вместе произвели почти 30 процентов лития в мире.

Литиевая промышленность Чили является наиболее зрелой и развитой, считается стратегическим ресурсом, и правительство не допускает концессий, позволяя «только государству, государственным компаниям или частным компаниям работать в партнерстве с Чилийской корпорацией по развитию производства (CORFO) для разработки полезных ископаемых».

В период с 2009 по 2022 год производство лития в Чили выросло в четыре раза, и 1 февраля 2023 г. Чили сделала первый шаг к национализации некоторых из крупнейших в мире медных и литиевых рудников, а 21 апреля Габриэль Борич, президент левого крыла Чили, объявил о планах создания государственной компании по производству лития. И уже 7 мая поплатился за это, проиграв на референдуме по будущей конституции правым силам, контролирующим чилийскую экономику.

В то время, как Чили изо всех сил пытается разработать свою литиевую политику, Аргентина наиболее открыта для иностранных инвестиций в развитие этой отрасли, извлекая выгоду из более прагматичного подхода, характеризующегося относительно легкой регулирующей ролью государства и низкими налогами.

Аргентина не рассматривает литий как стратегический металл, находящийся под контролем государства, но вместо этого правовая система Аргентины позволяет компаниям исследовать и производить литий посредством бессрочных концессий, которыми они владеют, в рамках инвестиционных правил и положений.

Эта политика позволила Аргентине привлечь иностранные компании, включая китайские Ganfeng Lithium и Zijin Mining, канадскую Lithium Americas, британскую Rio Tinto Group и российскую Uranium One Holding N. V. (входит в «Росатом»).

Боливия отличается от Аргентины и Чили самыми большими запасами в мире, но, похоже, не торопится стать крупным игроком и до сих пор мало что может предложить. Литиевые месторождения почти полностью находятся в ведении государства. К иностранным инвестициям здесь относятся с большим подозрением из-за исторического наследия горнодобывающей промышленности страны, которое, как правило, формировалось в условиях политической нестабильности, жестокой эксплуатации труда, коррупции и товарных циклов «бум-спад».

Сейчас это меняется. Президент Луис Арсе, избранный в 2020 году, хочет, чтобы его страна стала «мировой столицей лития» и к 2030 году обеспечивала бы 40 процентов мировых поставок «белого золота». Для достижения этого правительство ведет переговоры с несколькими компаниями, включая российскую Uranium One (входит в «Росатом»), китайского производителя аккумуляторов CATL, американский стартап Lilac Solutions (при поддержке немецкого автопроизводителя BMW и Breakthrough Energy Ventures Билла Гейтса).

Спрос, как известно, не только определяет предложение, но и вызывает конфликты. Сегодня в регионе активно работают австралийские, китайские, европейские, японские, российские и американские компании наряду с высоко конкурентными местными компаниями.

В первую очередь литиевая гонка напрямую задела интересы США и Китая, в борьбе за новые энергетические источники обе страны, похоже, полны решимости выиграть литиевую войну.

Сейчас на китайские химические компании приходится 80% всего мирового производства сырья для изготовления литиевых аккумуляторов, 101 из 136 заводов по производству литиевых батарей расположены в Китае. Китай быстро скупает доли в предприятиях по добыче лития в Австралии и Южной Америке.

«Рынок [литиевых] аккумуляторов большой емкости, возможно, является одним из наиболее важных для интересов нашей страны», – заявили советник по национальной безопасности США Джейк Салливан и директор Национального экономического совета Брайан Диз. Координировать сотрудничество с Аргентиной, Боливией и Чили в литиевой промышленности администрация Байдена назначила специального представителя президента по климату Джона Керри. Однако его деятельность на этом поприще осложняется тем, что у власти в этих странах находятся левые правительства, которые имеют «грингоидиосинкразию» и не склонны тащиться в фарватере США.

Чувство социальной справедливости подпитывает планы новых латиноамериканских политиков, которые надеются ослабить конфликты. С 2000 года, согласно исследовательскому проекту «Атлас экологической справедливости» Автономного университета Барселоны, более трети всех

столкновений, связанных с добывающими проектами во всем мире, произошли в Южной Америке. Этого и намерены избежать левые правители «Литиевого треугольника».

Они уже задумались и рассматривают возможность создания «литиевой ОПЕК». Группа будет подражать аналогичным схемам, таким как Организация стран-экспортеров нефти, с точки зрения координации производственных потоков, ценообразования и передовых технологий. В решении Аргентина, Чили, Боливия рассчитывают на поддержку Сообщества государств Латинской Америки и Карибского бассейна, CELAC.

В XXI веке стало очевидным – в двери Аргентины, Боливии и Чили теперь уже через литий постучалась мировая экономика, и этот стук будет только усиливаться по мере того, как «Великий энергетический переход» (не путать с ветряками «зеленой энергетики») набирает обороты. Причем вместе с ним возрастает военно-политическая борьба за «место под солнцем».

Уже появился и «неоконкистадор белого золота» Южной Америки. Это магнат электромобилей Tesla Илон Маск, крайне заинтересованный в вертикальной интеграции добычи лития с производством электрических аккумуляторов и автомобилей по китайской модели.

Он годами пытался заполучить нетронутые запасы лития в Боливии. Но на его пути стоял тогдашний президент этой страны Эво Моралес, который не очень верил в обещания Маска «индустриализировать с достоинством и суверенитетом» боливийский литий. В 2020 году Моралес был свергнут в результате государственного переворота.

Когда пользователь Твиттера обвинил Маска в соучастии в перевороте, магнат Tesla ответил: «Мы захватим, кого захотим! Смиритесь с этим». (Позже он удалил твит.)

Теперь Маск и его компания намерены построить завод Tesla в Бразилии, который будет «питаться» литием из Боливии. И в этом Маск не одинок. Неоконкистадоры высаживаются на электромобилях в поиске литиевого Эльдорадо.