Как и в далёкие дни Карибского кризиса, Россия и Куба сделали однозначный выбор в своём противостоянии с США и коллективным Западом.
Случай в некотором роде уникальный: маленький остров в Карибском море в 180 км от США, полностью зависимый от США и которому США исподволь готовили статус свободно ассоциированного штата по примеру Пуэрто-Рико, «в одночасье» выскользнул из-под «опеки» и переориентировался на государство из совершенно другого мира и полушария.
Самим провидением Куба «была послана» СССР.
Чем была Куба для Советского Союза и чем стала для Российской Федерации? Вопрос далеко не праздный, и ответ на него не может быть обывательски однозначным. Куба не только «кормилась за наш счет», но и оказывала нам неоценимую геополитическую и геовоенную помощь.
СССР скупал сахар, покупал много и по ценам выше рыночных, причем поставки сахара покрывали треть потребления этого ценного продукта в стране. Нефть поставляли по ценам на 33% ниже мировых с учетом и кубинских потребностей, и ее перепродажи третьим странам.
Советский Союз поставлял на Кубу практически все кроме снегоочистителей. Куба импортировала из СССР более 700 наименований товаров, в том числе нефть и нефтепродукты, машины, оборудование, запчасти, химические товары, продовольствие.
Практически во всех отраслях крупные промышленные или инфраструктурные объекты, сооруженные при советском содействии, вводились или намечались к пуску в конце 80-х - начале 90-х годов. Участие в их эксплуатации открывало перед нашей страной реальные перспективы не только полной компенсации затраченных на их сооружение средств, но и получения весомых доходов.
Республика в течение трех десятилетий вывозила в СССР большую часть получаемого ею никелекобальтового концентрата (к сведению, разведанные запасы никеля на острове в конце 80-х годов оценивались в 813 млн. тонн, что составляло 37,5 % от мировых), который использовался в сталелитейной промышленности, ВПК, шел на экспорт, принося стране немалую валютную выручку.
В 60 - 80-е годы советские военные довольно прочно обосновались на Острове Свободы. Они активно эксплуатировали на постоянной основе центр электронной разведки в Лурдесе, который позволял следить не только за аэродромами США; военно-воздушную базу в Сан-Антонио де лос Баньос, с которой наши стратегические бомбардировщики осуществляли боевое дежурство в Северной Атлантике; военно-морскую базу в Сьенфуэгосе, которую особенно высоко ценили подводники, заводившие свои гигантские ядерные субмарины в уникальные кубинские бухты, где они, как в «Бермудском треугольнике», исчезали из поля зрения американских радаров и эхолотов. На Кубе дислоцировалась мотострелковая бригада.
Революционные вооруженные силы Кубы (РВС) были оснащены новейшим советским оружием. К середине семидесятых годов кубинская армия стала самой современной и боеспособной в Латинской Америке. По своему боевому потенциалу РВС уступали в Западном полушарии лишь вооруженным силам США и были способны самостоятельно выполнять задачи по противостоянию любому потенциальному агрессору.
Советская помощь обеспечила кубинскому народу возможность строительства самой культурной и самой передовой в социальном отношении страны в Латинской Америке.
Все эти перспективы накрылись «медным звездно-полосатым флагом», победившим «серпасто-молоткастый красный флаг». Понадобилось еще 30 лет, чтобы триколор вернул себе достойное место в мировой геополитике и в который раз практически с начала приступил к собиранию под своим стягом земель многополярного мира.
Наконец, Москва обратила свой взгляд и на Кубу. В последние два года были проведены важные встречи и переговоры, в том числе на самом высоком уровне, по главным стратегическим вопросам социально-экономического и военно-политического сотрудничества.
Давние политические союзники, подпавшие под драконовские санкции США – против России было применено более 11 тысяч односторонних карательных мер, а Кубе, по словам ее министра иностранных дел Бруно Родригеса Паррилья, только за время нахождения у власти американского президента Джо Байдена нанесен ущерб на сумму более $6,3 млрд, – просто обречены Вашингтоном на возрождение в новых условиях всестороннего сотрудничества.
В середине мая этого года заместитель председателя правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко и заместитель премьер-министра, министр внешней торговли и иностранных инвестиций Республики Куба Рикардо Кабрисас провели в Гаване 20-е заседание межправительственной Российско-Кубинской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
По данным кубинских официальных лиц, в форуме в Гаване приняли участие более 150 российских бизнесменов. В общей сложности 14 соглашений, контрактов и меморандумов о намерениях, подписанных по итогам работы двух форумов, продемонстрировали готовность обеих стран выйти на новый этап в своих торгово-экономических отношениях, с определением конкретных пунктов их рабочей повестки.
Сотрудничество в сфере энергетики, строительства, сельского хозяйства, агробизнеса и туризма, среди прочих, нашло благодатную почву на переговорах как между бизнесменами, так и официальными лицами двух правительств в Гаване.
По словам российских официальных лиц, двусторонний товарооборот между Кубой и Россией достиг 450 миллионов долларов в 2022 году, что в три раза больше, чем в 2021 году, и вырос до 137,6 миллиона долларов за первые четыре месяца 2023 года, что в девять раз больше, чем за тот же период предыдущего года.
Участники 20-го заседания межправительственной Российско-Кубинской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству не обсуждали вопросы взаимодействия в военной сфере. Во всяком случае, открыто. Вместе с тем эта тема сегодня остро стоит перед нашими странами, зажатыми коллективным Западом не только экономическими и политическими санкциями, но и военно-морскими базами.
Кстати, по оценке Рауля Кастро, Радиоэлектронный центр (РЭЦ) в Лурдесе обеспечивал России поступление до 70% всей разведывательной информации по Соединенным Штатам.
РЭЦ был настоящим «Клондайком» разведывательной информации. Специалисты утверждают, что электронный шпионаж – самый выгодный вид промышленного шпионажа. Один рубль, вложенный в радиотехническую разведку, приносит двадцать рублей прибыли.
Москва и Гавана успешно развивают взаимодействие в военной сфере. Об этом заявил 21 апреля 2023 года министр иностранных дел России Сергей Лавров на пресс-конференции по итогам визита в Республику Куба.
Означает ли это восстановление теперь уже российских военных баз на Острове Свободы?
Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков еще 13 января 2022 года не исключил такой перспективы. «Я не хочу ничего подтверждать (…) и ничего исключать», – сказал он. Но в настоящий момент размещение российских военных объектов на Кубе желательно, но практически невозможно, считают кубинские эксперты, появление российских военных объектов на ее территории нарушило бы и без того непростое внутри- и внешнеполитическое положение страны. Кремль это учитывает, но терять возможность «прорубить окно в Америку» через Кубу, Никарагуа и Венесуэлу, улучшить политические и экономические связи с Латинской Америкой не собирается.
«Куба интересна нам, она – ключевой партнер и надежный союзник России в Латинской Америке», – заявил вице-премьер Дмитрий Чернышенко, выражая мнение большинства населения России. Сегодня и кубинцы такие же, как 65 лет назад.