На встрече министров иностранных дел объединения в Кейптауне 1-3 июня речь пойдет о радикальном расширении этой организации.
В 2002 году ВВП стран, входящих в объединение БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), составлял лишь 19 процентов от общемирового. В том же году аналогичная доля стран «Большой семерки» превышала 42 процента. То есть условно западный мир во главе с США имел подавляющее преимущество в экономике. По данным на 2022 год это соотношение радикально изменилось. На долю БРИКС приходится 31 процент мирового ВВП, а на страны G7 – 30 процентов.
В самое ближайшее время этот баланс радикально изменится в пользу БРИКС из-за его расширения. 1-3 июня в т.н. «законодательной столице» ЮАР (которая председательствует в БРИКС) – городе Кейптауне соберутся на свою ежегодную встречу министры иностранных дел объединения. Будут обсуждаться и вопросы расширения БРИКС. Они и ранее стояли на повестке дня, но к их решению подходили консервативно из-за позиции прежде всего Китая, а также России. Однако сейчас ситуация меняется. На 2 июня запланирована конференция «Друзей БРИКС», куда приглашены главы МИД 15 стран.
Обсуждение расширения союза инициировал в прошлом году Пекин, председательствовавший в нем на ротационной основе. За 17 лет существования БРИКС расширялся лишь однажды – в 2010 году, когда в него была принята ЮАР. Тогда же к названию пришлось добавить букву «С». В случае кардинального расширения объединение может получить иное название. Но суть не изменится – это по-прежнему группа стран, имеющих свои интересы, отличные от коллективного Запада.
Как сообщает посол ЮАР в БРИКС Анил Суклал, на данный момент официально изъявили желание стать членами БРИКС 13 стран и еще 6 – неофициально. Это прежде всего: Иран, Аргентина, Алжир, Египет, ОАЭ, Бахрейн, Индонезия и другие государства. «Вопрос о расширении БРИКС будет обсуждаться в ходе нынешнего председательства ЮАР, – заявил Суклал. – Мы получаем заявки на вступление чуть ли не каждый день».
По другим данным, интерес к вступлению в БРИКС проявляют около 30 государств. В том числе Афганистан, Бангладеш, Беларусь, Казахстан, Мексика, Никарагуа, Нигерия, Пакистан, Саудовская Аравия, Сенегал, Судан, Сирия., Объединенные Арабские Эмираты, Таиланд, Тунис, Турция, Уругвай, Венесуэла и Зимбабве. Вряд ли все они уже на ближайшем саммите, который состоится в Кейптауне в августе нынешнего года, получат членство в БРИКС. Но стоит ожидать некоторого расширения объединения уже до конца года. Заявки на присоединение к организации подали Алжир, Аргентина и Иран, на подходе Саудовская Аравия, Турция и Египет.
Глава МИД Бразилии Мауро Виэйра 25 апреля, заявил, что если страны БРИКС в принципе договорятся о расширении, то кандидатом от Бразилии будет Аргентина.
Посол Аргентины в РФ Эдуардо Суайн на полях Евразийского экономического форума молодежи в Екатеринбурге сообщил, что его страна приглашена к участию в саммите в Кейптауне и с большой вероятностью вопрос о ее вступлении в БРИКС решится уже в ЮАР этим летом.
Если расширение произойдет, и дальше к организации будут присоединяться другие с страны, баланс сил в мире радикально изменится в пользу незападного мира, а БРИКС будет играть куда более весомую роль, чем ныне.
БРИКС создана в июне 2006 года, в рамках Петербургского экономического форума четырьмя странами – это Бразилии, России, Индии, КНР. Позже к БРИКС присоединилась ЮАР. Ныне на долю государств, входящих в организацию, приходится 39 746 220 км2 территории, общая численность населения оценивается примерно в 3,21 млрд человек, что составляет около 26,7 % мировой поверхности суши и 41,5 % мирового населения. Четыре из пяти членов входят в десятку крупнейших государств мира по численности населения, по площади и ВВП, за исключением ЮАР, которая занимает двадцать третье место по обоим показателям. Страны БРИКС входят в пятерку наиболее привлекательных мест для будущих иностранных инвестиций из-за дешевизны рабочей силы и наличия природных ресурсов. В рамках БРИКС функционирует Банк развития, пул условных валютных резервов и институты содействия межгосударственному экономическому сотрудничеству.
Локомотивом БРИКС является Китай, первая экономика мира по паритету покупательной способности, ВВП которого прирастает ежегодно на 5-7 процентов. Эта страна производит около трети мировой промышленной продукции. Индия – самая динамично развивающаяся крупная экономика мира, располагающая самым многочисленным населением мира и самыми обширными трудовыми ресурсами.
Особенностью БРИКС является то, что экономики стран-членов взаимодополняемы, их объединение и более тесное сотрудничество может способствовать взрывному экономическому росту всего сообщества.
Но дело не только в этом. Объединение позволяет постепенно отказываться от западоцентричной финансовой системы, основанной на долларе, формировать свои мощные институты развития и рейтингования, альтернативные МВФ и Всемирному банку.
23 мая премьер правительства России Михаил Мишустин встретился в Шанхае с новым руководителем Нового банка БРИКС и бывшим президентом Бразилии Дилмой Роуссефф. Понятно, что такие фигуры не просто так встают у руля организации. «Одну из главных целей банка мы видим в том, чтобы защитить экономические связи БРИКС от нелегитимных санкций со стороны коллективного Запада», – заявил Мишустин. – «Успешное функционирование банка будет способствовать укреплению экономического и инвестиционного взаимодействия в формате БРИКС…»
Обозреватель Financial Times Мартин Вольф в своей пространной статье по этому поводу уже спрогнозировал конец американской гегемонии и господства G7. Видимо, как и все западные колумнисты, он хотел сенсации, но, при определенной передержке, обозреватель нащупал объективную тенденцию.
В будущем году председательство в БРИКС перейдет к России. «Россия ставит перед собой задачу повышения роли БРИКС в решении международных и региональных проблем и в формировании справедливого демократического многополярного мира», – обозначил приоритеты нашей страны премьер Михаил Мишустин.