Сможет ли БРИКС вынуть из петли МВФ Аргентину?

Буэнос-Айрес ищет в группе «пятерки» защиту и новые экономические и геополитические перспективы.



В начале 2023 года 13 стран подали официальные запросы, еще шесть – неофициальные, на присоединение к группе БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка). «Мы получаем запросы на присоединение каждый день», – сообщил посол ЮАР в БРИКС Анил Суклал.

foto

Президент Аргентины Альберто Фернандес принимает участие в 14-м саммите БРИКС. twitter.com/@alferdezprensa

Ничего удивительного. Сегодня на БРИКС, население которого составляет 3,2 млрд человек из «планетарных» 7,8 миллиардов, приходится 31,5% мирового ВВП, в то время как на долю G7 – 30,7%.

Вопрос расширения блока сначала обсудят министры иностранных дел стран БРИКС в Кейптауне 1 июня, а затем 23-24 августа на ежегодной встрече на высшем уровне в южноафриканской провинции Гаутенг ожидается окончательное решение.

Есть три варианта:


  1. Мегарасширение, когда количество членов вырастет разом с пяти до 21 и затмит «Двадцатку» (G20);

  2. Ограниченный прием 10 новых членов, причем каждый из пяти нынешних участников выступит поручителем за двух новых кандидатов;

  3. И, наконец, прием лишь пяти новых членов, по одному на каждого нынешнего участника – при этом никто не воспользуется правом вето.

Наиболее вероятными новыми участниками станут Аргентина и Иран. «И Аргентина, и Иран являются достойными и уважаемыми кандидатами, как и целый ряд других стран», – министр иностранных дел РФ Сергей Лавров подчеркнул, что решение о вступлении той или иной страны в объединение будет определяться консенсусом.

Аргентина может рассматриваться как платформа для развития экономического сотрудничества, демилитаризации Южной Атлантики, космической кооперации и сохранения безъядерного статуса региона. Кроме того, в настоящий момент Аргентина выступает в качестве регионального лидера, председательствуя (2022–2024 годы) в Сообществе государств Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC).

Аргентину больше всех лоббирует президент соседней Бразилии Луис Лула да Силва.

Чтобы понять, почему Аргентина стремится к более тесным отношениям с БРИКС, достаточно взглянуть на ее последний кредит от МВФ. В 2018 году фонд предоставил рекордные 57 миллиардов долларов правой администрации тогдашнего президента Маурисио Макри.

Но вместо того, чтобы восстанавливать разваливающуюся аргентинскую инфраструктуру, эти деньги в основном использовались для финансирования оттока капитала. Экономика застопорилась, инфляция подскочила до более чем 50% в 2019 году, и избиратели в результате отказались от правых в пользу левоцентристов. Новый президент Альберто Фернандес отменил последний транш кредита, но его администрации не удалось остановить нестабильные времена.

Экономические эксперты ожидают, что инфляция в ближайшие месяцы составит не менее 130% за год, а бедность населения может возрасти до 45 - 50%. По данным государственного статистического агентства INDEC, в апреле потребительские цены выросли на 8,4% по сравнению с предыдущим месяцем.

Новая купюра в 2000 песо. Фото: bcra.gob.arНедавно Аргентина ввела в обращение новую купюру в 2000 песо. Эта банкнота по официальному обменному курсу стоит всего 8,21 доллара, а по курсу черного рынка в два раза меньше – 4,08 доллара. Естественно, новая «бумажка» ни любопытства, ни энтузиазма у населения не вызывает.

Усугубляет положение самая сильная за последние 100 лет засуха. Согласно официальным прогнозам, урожай основных экспортных культур – сои и пшеницы – в этом году сократится вдвое, а кукурузы – более чем на треть. Экономист Национального университета Росарио Томас Родригес Сурро оценивает общий ущерб экономики Аргентины от стихийного бедствия в 20 миллиардов долларов, что составляет почти три процента ВВП и почти половину долга только МВФ.

Ко всему прочему, а, может, и самое главное – никто не отменял выплаты долга МВФ в размере 44,5 млрд долларов. Где их взять? Как избавиться от удавки?


«БРИКС в состоянии помочь пересмотреть отношение Аргентины к долгу, – предположил экономист и профессор Национального университета Росарио в Аргентине Хулио Гамбина. – Его инвестиции могут позволить стране построить социальную экономику, в которой приоритет отдается потребностям семьи и отдельного человека, а не транснациональным компаниям». Так ли это, покажет время.


Многие полагают, что рост влияния БРИКС поможет избавиться Аргентине и от пресловутой гегемонии доллара: ее общий внешний валютный долг в первом квартале 2023 г., согласно статистической базе данных по экономике CEIC Data, превысил 276,7 млрд долларов США.

Кстати, президенты Бразилии и Аргентины Лула да Силва и Альберто Фернандес объявили о решении «активизировать создание единой южноамериканской валюты в рамках общего рынка стран Южной Америки, MERCOSUR (предлагаемое название денежной единицы «сур» – sur, исп. «юг» – Авт.), которая может использоваться для обслуживания как финансовых, так и торговых потоков для уменьшения операционных издержек».

Страны БРИКС также работают над созданием новой международной резервной валюты, которая придет на смену американскому доллару и европейскому евро и будет основана на корзине валют стран-членов группы, сообщил президент России Владимир Путин на деловом форуме БРИКС в июне прошлого года. То есть – бразильского реала, российского рубля, индийской рупии, китайского юаня и южноафриканского рэнда.

Эта непростая задача скорее всего ляжет на плечи Нового банка развития (НБР) БРИКС, потребует больших временных, людских и финансовых затрат, но в перспективе сможет полностью защитить страны БРИКС от рисков, связанных с расчетами в таких валютах, как доллар и евро, считают российские эксперты. В свою очередь президент НБР БРИКС Дилма Руссефф отметила, что «использование доллара становится нежелательным из-за санкционного давления Запада на третьи страны».

Возможность присоединения к НБР БРИКС «выгодна для Аргентины в ее нынешнем положении и, кстати, это не требует предварительного членства в блоке», – считают авторы доклада «БРИКС и Аргентина: ключевая геополитическая возможность» из аргентинского аналитического центра Observatorio de Coyuntura Internacional y Política Exterior (OCIPEx).


«От НБР мы могли бы получить финансирование и техническую помощь для ключевых инфраструктурных проектов, которые стимулируют национальное производственное развитие», – отмечается в докладе.


Логотип Нового банка развития БРИКС в штаб-квартире в Шанхае

Одним из основных стимулов вступления Аргентины в БРИКС стала поддержка большинством (четверо из пяти) членов блока аргентинских претензий на суверенитет Мальвинских (Фолклендских) островов. «Это ключевой геополитический факт, который мы должны учитывать в условиях милитаризации, проводимой крайне агрессивной англосаксонской осью в различных частях земного шара, в том числе на Мальвинских островах, где действует крупнейшая военная база НАТО в нашем регионе», – утверждают авторы доклада OCIPEx.

БРИКС предлагает альтернативу финансовой, экономической и коммерческой архитектуре, разработанной Соединенными Штатами и их союзниками после Второй мировой войны.

Президент РФ Владимир Путин уверен, что лидерство БРИКС необходимо миру для формирования действительно многополярной межгосударственной системы, основанной на универсальных нормах международного права и принципах Устава ООН.

Экономисты БРИКС утверждают, что догнать и перегнать «Большую семерку» «пятерка» в ее нынешнем составе при успешном темпе развития сможет уже к середине этого века. Впрочем, БРИКС рассчитан не на противоборство, а на выживание в новых условиях мирового развития.

В 2022 году президент Альберто Фернандес во время визита в Москву опрометчиво сказал Владимиру Путину, что Аргентина может стать «российскими воротами в Латинскую Америку», выдав желаемое за действительное. Насколько это реально, покажут предстоящие 22 октября 2023 года всеобщие выборы, если, конечно, Аргентину не собьют с пути.