Встреча президентов Южной Америки заложила основу для возобновления региональной интеграции, чтобы еще «на 500 лет не оказаться на периферии».
Поняв, что с «великолепной семеркой» фейжоаду на сваришь (порт. —Feijoada, самое почитаемое и любимое яство бразильцев — приготовленная на медленном огне тушёная фасоль с различными частями говядины и свинины, обычно едят по субботам) и «на брудершафт» кашасу не выпьешь (порт. Cachaça, еще называют бразильский ром — перегонка забродившего сока сахарного тростника, крепость от 38 до 40 градусов), президент Бразилии Луис Инасио Лула да Силва сразу после возвращения с саммита G7 в Хиросиме созвал в столицу Бразилиа президентов стран Южной Америки.
За закрытыми дверями в мидовском Дворце Итамарати на Площади трех властей в Бразилиа впервые за 10 с небольшим лет собрались президенты всех южноамериканских стран — и правые, и левые, и центристы: Альберто Фернандес (Аргентина), Луис Арсе (Боливия), Николас Мадуро (Венесуэла), Ирфаан Али (Гайана), Густаво Петро (Колумбия), Марио Абдо Бенитес (Парагвай), Ча Сантохи (Суринам), Луис Лакалье Поу (Уругвай), Габриэль Борич (Чили), Гильермо Лассо (Эквадор) и премьер-министр Луис Альберто Отарола (Перу).
«Мы все проиграли» из-за политической поляризации, когда «позволили идеологиям разделить нас», президент Бразилии Луис Лула да Силва призвал преодолеть идеологические разногласия, договориться о создании общей, независимой от доллара валюты и восстановить Союз южноамериканских наций (Union de Naciones Suramericanas, UNASUR) в рамках региональной интеграции.
Как отмечают сегодня латиноамериканские аналитики, «самая большая проблема УНАСУР в том, что он был построен в тот момент, когда у власти находились левые лидеры, и рухнул, когда к власти пришли лидеры правые».
Флаг УНАСУР
Однако без идеологических разногласий не обошлось и на этот раз. Классика: прежде чем объединиться, надо размежеваться. Открыл дискуссию правый президент Уругвая Луис Лакалье Поу. «Худшее, что мы можем сделать, — это закрыть солнце пальцами», — завил он, указывая на нарушения прав человека в Венесуэле, причем о не менее явных нарушениях в других странах умолчал.
Его поддержал левый президент Чили Габриэль Борич, у которого, похоже, есть какие-то личные неприязни к Мадуро. Ситуация с правами человека в Венесуэле — это «серьезная реальность, а не плод воображения», сказал он. Впрочем, Борич призвал к отмене санкций США и ЕС против Венесуэлы.
Однако эти и некоторые другие возникшие разногласия оказались вторичными по сравнению с глобальными проблемами континента.
«Региональное единство должно быть государственной политикой в каждой из стран Южной Америки. Давайте учиться на своих ошибках, нам было бесполезно разделяться. Давайте сделаем работу UNASUR более гибкой и будем творцами своей судьбы», — заявил президент Аргентины Альберто Фернандес.
Встреча завершилась подписанием «Бразильского консенсуса» — декларации из девяти пунктов. В ней подчеркивается важность региональной интеграции, которая «должна стать частью решений общих проблем» и в которой содержится призыв к необходимости «отныне продвигать инициативы южноамериканского сотрудничества в рамках социально-экономического подхода».
Несмотря на возникшие разногласия, декларация подтверждает приверженность «демократии и правам человека, устойчивому развитию и социальной справедливости, верховенству закона и институциональной стабильности, защите суверенитета и невмешательство во внутренние дела».
Участники согласились с тем, что мир сталкивается с различными угрозами и проблемами, такими как климатический кризис, угрозы международному миру и безопасности, давление на продовольственные и энергетические цепочки, риски новых пандемий, рост социального неравенства и угрозы институциональной и демократической стабильности.
«Региональная интеграция должна стать частью решений общих проблем построения безопасного мира», подчеркивает «Бразильский консенсус». Документ определяет стремление южноамериканских стран способствовать сотрудничеству в таких областях, как здравоохранение, окружающая среда, инфраструктура, энергетика, оборона, безопасность границ и борьба с транснациональной преступностью.
Главы стран Латинской Америки на саммите СЕЛАК в Буэнос-Айресе. Фото: Reuters
Главы южноамериканских государств пришли к взаимопониманию по вопросу создания эффективной южноамериканской зоны свободной торговли, договорились прилагать усилия для отмены односторонних мер и обеспечения доступа к рынкам через сеть соглашений об экономической взаимодополняемости, в том числе, в рамках межправительственной Латиноамериканской ассоциации интеграции (Asociación Latinoamericana de Integración, ALADI) с целью создания эффективной южноамериканской зоны свободной торговли.
Бразильский президент предложил использовать для торговли в Южной Америке не доллар, а создать свою валюту, как «общую контрольную единицу для торговли, снижения зависимости от иностранных валют» и более эффективные клиринговые механизмы.
Президенты 12 стран приняли решение создать контактную группу, возглавляемую министрами иностранных дел, которой в течение 120 дней предстоит разработать «дорожную карту» южноамериканской интеграции с целью достижения «эффективной зоны свободной торговли Южная Америка».
Южная Америка с населением почти 450 миллионов человек является важным потребительским рынком и пятой по величине экономикой мира, совокупный ВВП которой превысит 4 триллиона долларов в 2023 году.
Гринго не были бы гринго, если бы не постарались срубить «политическую капусту на репейнике». Разведав по своим каналам намерение бразильского президента провести встречу глав южноамериканских государств, США призвали подвластную им Организацию американских государств (ОАГ) срочно обсудить «масштабы угроз и рисков демократии в регионе». Разумеется, по «просьбе обеспокоенных оппозиционных политиков» Венесуэлы, поскольку «угроза демократическим институтам в стране приобрела реальные очертания».
Не по счастливой случайности, а вполне преднамеренно как и в Бразилиа, в тот же вторник, 30 мая, в Вашингтоне состоялось пленарное заседание ОАГ, на котором его члены обсудили реанимацию Межамериканской демократической хартии (англ. Inter-American Democratic Charter; исп. Carta Democrática Interamericana), в условиях «вызовов».
Напомним, что этот юридический пакт был ратифицирован странами-членами ОАГ в Лиме, Перу, в 2001 году. Хартия, по мысли ее создателей, должна быть инструментом, «предотвращающим попытки покушения на демократические режимы в государствах-членах организации и усиливающим устойчивость демократических завоеваний». На деле — это не более чем декларативный документ, «когда и кому надо» громко звучащий, но не имеющий под собой никакой юридической базы, допускающий вмешательство остальных государств-членов ОАГ во внутренние дела той страны, где эта самая «угроза демократии» существует.
Южноамериканские эксперты уверены в том, что это мероприятие в Вашингтоне похоже на «удар кулаком по столу» без расчета на далеко идущие последствия, но в надежде напугать осмелевших «латинос» настолько, чтобы они тут же сдались на милость хозяина. Не говоря уже о «чавистском режиме Мадуро».
И, конечно, администрация США, рассчитывая на продолжение «аренды» Белого дома спотыкающимся и падающим стариком Байденом, рассчитывает на смену «розового отлива» «радужным» звездно-полосатым «приливом».
Возможно, тем самым Штаты только укрепили глав южноамериканских государств в стремлении к единству и сплоченности, и принятию «Бразильского консенсуса».
«Ни одна страна не растет в одиночку. (...) Мы собираемся вместе, чтобы сражаться вместе и вместе защищать наши интересы и отказаться от того, чтобы провести еще 500 лет на периферии. Нам нужно оставить крепкие корни для следующих поколений», — провозгласил «патриарх» южноамериканской дипломатии Луис Инасио Лула да Силва.