Обстановка в Афганистане обостряется с каждым днем, боевики запрещенного в РФ террористического движения «Талибан» находятся уже не только на подступах к столице – Кабулу, но и захватили позиции на некоторых его окраинах.
Напомним, талибы начали активные наступательные действия после того, как США приняли решение о выводе своих войск и начали его реализовывать. Конечным сроком, когда военные должны были покинуть страну, американцы называли 11 сентября. Однако темпы вывода, который все больше походит на бегство, таковы, что Вашингтон уже говорит о его завершении в конце августа, а возможно, и раньше. Поскольку, по официальным данным Пентагона, к середине июля американцы уже вывели 95 % своего контингента.
По данным аналитиков Института Ближнего Востока (ИБВ), талибы взяли под свой контроль все контрольно-пропускные пункты на границе Афганистана с Ираном и Туркменистаном, захватив ключевые пункты Ислам Кала (граница с Ираном) и Торгунди (граница с Туркменистаном) в провинции Герат. Что касается границ с Узбекистаном и Таджикистаном, то там они тоже контролируют практически все основные участки.
На момент написания этого материала «Талибан», по усредненным экспертным оценкам, контролировал не менее 40 % территории страны. Хотя сами талибы заявляют о 85%. И если еще весной западные аналитики прогнозировали, что переход под контроль талибов всего Афганистана, включая столицу, займет от двух до трех лет, то сегодня уже очевидно, что до смены режима в Кабуле остались считанные месяцы. Если не недели.
Обострение ситуации в стране и перспектива возвращения к власти талибов спровоцировала бегство населения в сопредельные страны. Еще несколько недель назад речь шла о десятках, максимум, сотне перебежчиков в день, причем это были исключительно афганские военные, вынужденные в ходе боев выходить на сопредельные территории. Теперь же речь идет о мирных гражданах, семьях с детьми, домашним скарбом, а то и с домашними животными.
О масштабах бегства афганцев можно судить по недавнему (16 июля) заявлению премьер-министра Пакистана Имран Хана, который в ходе международной конференции «Центральная и Южная Азия. Региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности» сообщил, что на территории его страны уже скопилось порядка трех миллионов афганцев.
Коль скоро мы коснулись этой конференции, которая проходила в Ташкенте, и в работе которой приняли участие представители более 40 стран, продолжим.
Изначально планировалось, что на ней будут обсуждаться вопросы экономики, развитие стран региона, международные связи и т.д., однако события в Афганистане внесли в повестку дня серьезные изменения.
Жесткую оценку происходящему дал глава российского МИД Сергей Лавров, представлявший Россию на этой конференции: «К сожалению, в последние дни мы стали свидетелями стремительной деградации ситуации в Афганистане. В свете спешного вывода контингентов США и НАТО резко возросла неопределенность развития военно-политической обстановки в этой стране и вокруг нее. Очевидно, что в нынешних условиях существуют реальные риски перетока нестабильности в сопредельные государства». В той или иной степени, точку зрения российского министра разделило большинство участников встречи. Большинство, но не все.
Показательно в этом плане было выступление главы дипломатии ЕС Жозепа Борреля, который заявил буквально следующее: «Вызовы в Афганистане требуют немедленного и коллективного ответа. Сохранение мира и стабильности в Афганистане — это общая цель, общая ответственность всех нас, собравшихся здесь сегодня».
Неплохо у дедушки получается: два десятки лет Штаты и их союзники, где ключевую роль как раз и играли страны, входящие в Евросоюз, со всей дури утюжили Афганистан, нанося ракетные, бомбовые и артиллерийские удары по объектам инфраструктуры, кишлакам, караванам с продовольствием, свадебным шествиям… Причем, так называемые, «сопутствующие потери», т.е. мирные жители, включая женщин, стариков и детей, во многие разы превосходят потери среди тех, с кем официально боролась коалиция. И теперь, после того, как страна оказалась практически полностью разрушена, ответственность за мир и стабильность в ней, а значит и за её восстановление, возлагается на других. Это что Киргизия или Таджикистан будут восстанавливать соседнюю страну и утихомиривать враждующие стороны?
Не можем пройти мимо еще одного пассажа маститого дипломата. Он призвал Афганистан обеспечить себе «зеленое будущее». Поскольку в мусульманских странах зеленый цвет в первую очередь ассоциируется со знаменем Пророка, можно было подумать, что Баррель призывает к созданию Исламского Эмирата Афганистана, за что, кстати, и борются талибы. Однако с уничтожения этого самого Эмирата коалиция под руководством США и начала свою операцию на афганской земле.
Потом все-таки стало ясно, что Баррель имел в виду вопросы экологии. Хотя о какой природоохранной деятельности могут думать сейчас люди, которым просто нечего есть, нередко негде жить и откровенно боящиеся за свое будущее.
Возвращаясь к проблеме беженцев, необходимо отметить, что талибы не скрывают, что помимо военнослужащих армии Афганистана, значительная часть которых подлежит физическому уничтожению, как и члены их семей, под угрозой смерти находятся и те, кто в той или иной форме был связан с иностранными военными. И тут все равно, в качестве кого и как долго они работали переводчиками, водителями, младшим медперсоналом, уборщиками, поварами.
Однако судьба этих людей американцев особо не трогает. В срочной эвакуации в США им однозначно отказано. Известно, что Вашингтон обратился с просьбой к Узбекистану разместить на своей территории афганцев, которые работали на американскую армию. Вроде бы временно, до решения вопроса об их размещении в других странах. По информации Bloomberg, аналогичные запросы получили также Таджикистан и Казахстан. Пока Ташкент, Душанбе и Нусултан думают. А талибы тем временем берут под свой контроль новые участки афгано-узбекской и афгано-таджикской границы, оставляя для беженцев всех мастей все меньше шансов на спасение.
Вот уж действительно, прав был отец нынешнего короля Иордании, который как-то раз заметил, что врагом Америки быть опасно, однако быть её другом опаснее вдвойне.
Также пока остается открытым вопрос о возможности США использовать базы для своих ВВС в Киргизии и Узбекистане для поддержки с воздуха афганских войск, оказывающих сопротивление отрядам «Талибана». Кроме того, в американских СМИ промелькнула информация о том, что в качестве дополнительного аргумента Вашингтона фигурирует тезис относительно возможности использования авиации США против талибов в случае, если они нарушат границу со своими северными соседями.
Звучит довольно-таки провокационно, поскольку в свое время Узбекистан раньше, а Киргизия чуть позже буквально выдворили американцев со своих авиабаз. Кроме того, Казахстан, Киргизия и Таджикистан являются членами ОДКБ. А что касается Узбекистана, который за годы президентства Ислама Каримова, который пару-тройку раз то входил, то выходил из ОДКБ (ох уж эта многовекторность, кто только от неё не страдал), то у него имеются соответствующие двусторонние договоренности с Россией. И российские инструкторы, как нам известно, в республике в настоящее время работают, как и в Таджикистане, где кроме того находится 201-я российская военная база, личный состав которой активно взаимодействует с местными военными. Так что защита от прямого нападения у наших южных соседей есть. Но этим, к сожалению, угрозы из Афганистана вряд ли ограничиваются.
Нам могут возразить, что еще недавно в Москву приезжали представители Движения, которые заверяли российскую сторону, что у «Талибана» нет планов расширения своего влияния на сопредельные страны, что единственной целью талибов является смена режима в Афганистане и воссоздание уничтоженного американцами Исламского Эмирата, страны, живущей по законам Шариата. Звучит обнадеживающе. Но давайте вспомним, откуда есть пошел «Талибан» и что он собой представляет в настоящее время.
Так вот, это движение было создано военной разведкой Пакистана для проведения террористических акций и боестолкновений на территории Кашмира против Индии. Изначально это была компактная группа в несколько десятков мотивированных крайних исламистов, прошедших необходимую подготовку для той деятельности, которую им предстояло вести.
Однако вскоре планы кураторов изменились, и талибы было переброшены на афганское направление. Дело в том, что после вывода советских войск между группировками моджахедов началась жестокая война за первенство. Талибам довольно быстро удалось частично переподчинить себе, частично физически уничтожить лидеров, конкурирующих больших и малых бандформирований и в конце концов создать тот самый Исламский Эмират Афганистана, государство, которое было признано Пакистаном, Саудовской Аравией и еще двумя-тремя странами поменьше.
В настоящее время «Талибан» представляет собой крупную, хотя и несколько рыхлую структуру, состоящую из нескольких крупных и средних группировок, которые иной раз начинают выяснять между собой отношения с помощью оружия. В то же время все эти группировки весьма жестко объединены исламистской идеологией, которая противопоставляет талибов не только иноверцам, но и приверженцам других, более умеренных форм того же суннитского ислама.
В свое время от «Талибана» отпочковалась чисто пакистанская организация «Техрик-и-Талибан Пакистана» (ТТП) (также запрещенная в России), известная как «пакистанский Талибан», на совести которой убийство 17 октября 2007 года видного пакистанского политика, дважды премьер-министра этой страны Беназир Бхутто. Естественно, связи между двумя организациями имеется, что весьма волнует официальный Исламабад.
Из других партнеров по террористической деятельности можно назвать идеологически очень близкую талибам и запрещенную в РФ «Аль-Каиду», включая все её филиалы, под какими бы названиями они не скрывались, сепаратистские организации в пакистанском Белуджистане. Кроме того, следует обратить внимание на этнические исламистские группировки типа «Исламское движение Узбекистана» (еще одна запрещенная в России террористическая организация), которые сформированы из граждан среднеазиатских республик, имеют по ту сторону границы друзей, родственников. Эти группировки, формально самостоятельные, но тесно сотрудничающие с «Талибаном» более четверти века, уже в ближайшей перспективе могут представлять непосредственную опасность с точки зрения проведения террористических актов на постсоветском пространстве. И не только в регионе Средней Азии.
При этом талибы регулярно примыкают к той стороне, которая больше платит. Часть из них охотно меняла белые флаги «Талибана» на черные знамена запрещенного в России «Исламского государства» (ИГИЛ).
Таком образом, сегодня нельзя исключать и вероятность возрождение «Исламского государства», но уже на территории Афганистана.
В свою очередь ряд американских экспертов отмечает, что террористические группировки, действующие против Индии, такие как «Джаиш-е-Мохаммад» и «Лашкар-е-Тайба», будут иметь больше возможностей для проведения операций благодаря своим связям с «Талибаном». А также подчеркивают, что угроза терактов, наплыва беженцев будет нарастать и для Запада.
Возвращаясь же к московской встрече с представителями политического крыла «Талибана», которые, кстати, на постоянной основе обитают в Дохе, столице Катара. Думается, что эти люди, которые может быть и совершенно искренне хотят ограничить деятельность своей организации Афганистаном, вряд ли смогут это сделать.
Так что, как это ни печально, но у России дополнительно к украинско-белорусской и закавказской появилась третья точка напряжения – среднеазиатская. Не многовато ли…
Фото: culturedup.com