Зачем Маск ездил в КНР?

Крупнейший американский бизнесмен с политическими амбициями впервые за три года побывал в Поднебесной.

Ковидные ограничения и непрекращающаяся экономическая и санкционная война между США и КНР мешали визиту, хотя Китай для Маска — самый главный источник прибылей. Американский бизнесмен прибыл в качестве главного исполнительного директора Tesla и официально целью визита были его деловые интересы. Это логично, поскольку именно в Китае на заводах Tesla производится более половины всех машин этой марки, это свыше 726 тысяч штук в прошлом году. Большинство из них раскупаются здесь же в Китае, а также в странах Азии. В КНР производятся и главные компоненты этих электромобилей — аккумуляторные батареи, без которых Tesla и другие электрокары станут бесполезной грудой металла. По этой части китайцы — мировые лидеры, причем не только в производстве, но и в разработке. Не случайно Маск встречался в Китае с руководством Contemporary Amperex Technology (CATL) — крупнейшим китайским и мировым производителем топливных элементов, литий-ионных, литий-железо-фосфатных и литий-полимерных аккумуляторов, контролирующим более половины мирового рынка.

Вроде бы дела у Tesla в Китае идут неплохо, заводы наращивают производство, растет сбыт. На самом деле ситуация непростая, о чем говорит произошедшее в текущем году уже второе повышение цен на Tesla. А все из-за жесточайшей конкуренции со стороны китайских производителей электрокаров и гибридов. Маск хотел бы запустить еще один завод в Шанхае, но и там не все гладко. По этому поводу Маск встретился с секретарем парткома Шанхая Чэнь Цзинином. К тому же в прошлом году китайские власти заподозрили электромобили Tesla, оснащенные множеством датчиков и видеокамер, в шпионаже. И ограничили въезд этих машин в правительственные районы Пекина.

Илон Маск в Китае. Фото: Tingshu Wang / Reuters

Илон Маск в Китае. Фото: Tingshu Wang / Reuters

А тут возникла еще одна проблемка. По объему выпуска и по технологичности Tesla обошел мировой лидер в области автомобильной электротяги китайский суперконцерн BYD, который в прошлом году выпустил 1,86 млн электрокаров и гибридов и вовсе отказался от авто на двигателях внутреннего сгорания (то, о чем мечтают в Европе). Между прочим, BYD связан с другим американским миллиардером — Уорреном Баффетом.

Как мы помним, Маск купил по случаю Twitter (запрещенный в России) и теперь думает, как бы его монетизировать. Без китайского рынка это сделать, судя по всему, невозможно, а там Twitter тоже недоступен. Китайцы отнюдь не запрещают работу иностранных соцсетей, но требуют выполнения местных законов, на что американцы, например, та же Google, не идут. И это также было предметом переговоров Маска в Китае.

Ранее сообщалось, что Twitter могут полностью заблокировать в Европе с 25 августа этого года, когда там вступит в силу «Закон о цифровых услугах». Министр цифровых технологий Франции Жан-Ноэль Барро обратил внимание на то, что Twitter под руководством Маска отказался следовать «Добровольному своду правил» — сборнику рекомендательных норм, который совсем скоро станет обязательным. Чиновник заявил, что если администрация соцсети не станет исполнять новый закон, то на территории Евросоюза платформу полностью заблокируют.

Однако очевидно, что визит Маска в Китай вышел далеко за рамки обычной поездки олигарха в страну своих кровных интересов. Илона Маска принимали на более высоком уровне, чем, к примеру, главу Apple Тима Кука или глав JPMorgan и Starbucks — Джейми Даймона и Лаксмана Нарасимхана. Гендиректор Tesla удостоился внимания сразу трех китайских министров — иностранных дел, коммерции, а также промышленности и информатизации КНР. К чему бы это?

Можно предположить, что Маска в Китае считают вменяемым переговорщиком, не столь завязанным на конфронтационных неоконов, и хотят использовать его заинтересованность, чтобы донести взгляды китайского руководства на перспективы китайско-американских отношений в целом до американской элиты. Или до той ее части, которая не настроена на войну. Со времени достопамятного визита Нэнси Пелоси на Тайвань и явно недружественных выпадов американской администрации Пекин вообще отказывается от политических контактов на высоком уровне, несмотря на всяческие попытки Вашингтона их инициировать. В условиях санкционной и торговой войны со стороны США китайцы перекрыли каналы связи даже по военной линии. А не так давно в Сингапуре министр обороны КНР Ли Шанфу (который, кстати, находится под американскими санкциями «за дружбу» с Россией) демонстративно отказался от встречи с американским коллегой Остином даже «на полях» тамошнего азиатского саммита по безопасности. Не проходят никакие попытки возобновить подготовку визита госсекретаря Блинкена в КНР, который американцы сами же «отложили» из-за появления китайского воздушного шарика в небе над Америкой. Несмотря на вбросы в западных СМИ, никакой конкретики нет и по визитам других высоких американских чиновников в Китай. О чем говорить, когда не о чем говорить, объясняют китайцы. Сначала, мол, умерьте агрессию, уберите руки от Тайваня, прекратите санкционную войну, а потом уж поговорим.

Завод Tesla Gigafactory 3 в Шанхае. Фото: Getty Images

Завод Tesla Gigafactory 3 в Шанхае. Фото: Getty Images

Вот и в разговоре с Маском руководитель внешнеполитического ведомства КНР Цинь Ган подчеркнул готовность Китая «неуклонно продвигать открытость на высоком уровне для создания ориентированной на рынок интернациональной деловой среды для компаний со всего мира, включая Tesla». Используя понятную Маску автолексику и любимую в Китае образность выражений, глава МИД Китая призвал «держать руль» китайско-американских отношений так, чтобы продвигаться в направлении взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества.

«Используя [электрокар] Tesla в качестве аналогии для правильного развития китайско-американских отношений, необходимо держать руль так, чтобы двигаться в направлении взаимного уважения, мирного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества», — привел его слова сайт китайского внешнеполитического ведомства.

Цинь Ган также призвал в ходе выстраивания китайско-американских отношений «своевременно нажимать на тормоз», избегать «опасного вождения» и уметь «давить на газ», чтобы способствовать взаимовыгодному сотрудничеству.

А официальный представитель МИД КНР Мао Нин пригласила других представителей международного бизнеса также посетить КНР, «чтобы возникло правильное понимание Китая и преимуществ сотрудничества с ним». По ее словам, Пекин призывает иностранных инвесторов наращивать деятельность в Китае, осваивать китайские рынки и разделить прибыль от развития КНР.

Маск со своей стороны осторожно выступил против «разъединения и разрыва связей» и выразил готовность продолжать и расширять свой бизнес в Китае. «Интересы США и Китая переплелись, как сиамские близнецы, они неотделимы друг от друга», — отмечается в сообщении Тесла. Еще бы: разрыв КНР и США означал бы крах империи Илона.

Ранее Маск высказывался в пользу мирного возвращения Тайваня в лоно родины, тем не менее, спутники системы Starlink — детища Маска — работают на острове (как и на Украине), и это беспокоит китайцев. Наверняка в Пекине разъяснили Маску принципиальную позицию: там не хотят конфронтации, но не боятся ее. Китай уже обходит США во многих сферах и по многим параметрам, становится самодостаточным. Если официальный Вашингтон этому не внемлет и не нажмет на тормоза, то Китай в обозримом будущем импортозаместит сами США в целом. Объем китайского рынка вкупе с партнерами по «Одному поясу и одному пути», а также БРИКС и другими это позволяет сделать.

Сможет и захочет ли Маск как-то противостоять преобладающей в США антикитайской риторике и настроениям и собрать «партию мира», покажет время.