Прощай, оружие: в Коста-Рике нет солдат и офицеров

Сама жизнь, а не пацифизм, заставила центральноамериканскую страну отказаться от вооруженных сил.

На днях в небольшой стране Центральной Америки — в Коста-Рике — разразился скандал. СМИ опубликовали видео и фотоснимки президента Родриго Чавеса Роблеса в сопровождении двух охранников с автоматами. Бывший президент и лауреат Нобелевской премии мира Оскар Ариас Санчес из оппозиционной Партии национального освобождения немедленно отреагировал: «Это отвратительно и не отражает особенности Коста-Рики».

Такая реакция не случайна. Почти 75 лет назад, 1 декабря 1948 года, тогдашний президент республики Хосе Фигерес Феррер ударил кувалдой по стене казармы Беллависта, что символизировало решение о упразднении в стране вооруженных сил. Этот шаг впоследствии был закреплен в конституции Коста-Рики 1949 года. А казармы Беллависта были «перекованы» в Национальный исторический музей Коста-Рики, у подножия которого недавно была построена Площадь демократии.

Национальный исторический музей Коста-Рики. Фото: Shutterstock

Национальный исторический музей Коста-Рики. Фото: Shutterstock

С тех пор 1 декабря в Коста-Рике отмечают День упразднения армии. Естественно, без военных парадов. Вместо них на демонстрацию в защиту конституционного строя выходят школьники и студенты.

Нация без армии, конечно, не означает, что в стране нет органов безопасности. Защита граждан возложена на Министерство общественной безопасности Коста-Рики (MSP), которое отвечает за безопасность граждан, поддержание общественного порядка, организацию полицейских сил, предотвращение проявлений преступности и, при необходимости, за защиту национального суверенитета, а также через свои различные управления выполняет задачи, которые обычно возложены на вооруженные силы в других странах, такие как контроль над оборотом наркотиков или охрана морских границ. В составе сил правопорядка насчитывается 12 600 полицейских — от специалистов по разминированию и взрывчатым веществам до специалистов по предупреждению преступности.

Приняв решение о ликвидации своих вооруженных сил, Коста-Рика сделала ставку на национальный диалог, дипломатию и многосторонность в разрешении национальных и региональных конфликтов.

Это была первая страна, удивившая мир подобным решением. До наших дней, пока Коста-Рика живет без армии, в латиноамериканских странах произошло 97 государственных переворотов, 21 эпизод политического насилия, более 120 эпизодов гражданского насилия, в то время как в Коста-Рике в 1955 году была предпринята единственная неудавшаяся попытка государственного переворота.

В 1983 году Сан-Хосе объявил бессрочный нейтралитет, который кардинально отличается от классического швейцарского. В это трудно поверить, но сегодня костариканцы не представляют себе, как в других странах люди уживаются с вооруженными силами. И на то есть свои причины. Все сэкономленные на военных нуждах средства правительство направляет в социальную сферу, особенно в области образования и здравоохранения.

Президент Коста-Рики Родриго Чавес Роблес. Фото: qcostarica.com

Президент Коста-Рики Родриго Чавес Роблес. Фото: qcostarica.com

Сегодня уровень детской смертности в Коста-Рике является вторым по величине в регионе, а уровень грамотности составляет 98%, продолжительность жизни — в среднем 80 лет.

«Во многих отношениях Коста-Рика — это история успеха с точки зрения развития. Коста-Рика считается страной с доходом выше среднего, и за последние 25 лет в ней наблюдался устойчивый экономический рост. Сочетание политической стабильности, социального контракта и стабильного роста привели к одному из самых низких уровней бедности в Латинской Америке и Карибском бассейне», — утверждает специальный доклад Всемирного банка по Коста-Рике.

Высокие экономические показатели в 2021 году и дисциплина расходов позволили улучшить социальные показатели и ситуацию на рынке труда. Валовой внутренний продукт (ВВП) вырос на 7,8% в 2021 году после последовавшего за пандемией COVID-19 крупнейшего падения 2020 года. Если бы Коста-Рика не отменила армию, считают костариканские экономисты, ВВП страны сегодня был бы намного ниже.

Резкий рост производства, особенно медицинского оборудования, и постепенное восстановление в сфере услуг и в сельском хозяйстве позволили поднять ВВП выше докризисного уровня. В 2022 году Коста-Рика добилась более высоких, чем ожидалось, темпов роста в 4,3%.

Коста-Рика также является мировым лидером по своей экологической политике и достижениям, которые помогли стране создать национальный «Зеленый бренд», сделавший Коста-Рику единственной тропической страной в мире, обратившей вспять процесс обезлесения.

Плантация кофе в долине Ороси, Коста-Рика. Фото: wikimedia

Плантация кофе в долине Ороси, Коста-Рика. Фото: wikimedia

Костариканцы наивно полагают, что от всех невзгод, в том числе и внешних, их спасут США, забывая при этом, что дядя Сэм приходит на помощь только тогда, когда ему мерещится угроза собственным интересам, и только тем, кто за счет собственных интересов спасает его шкуру.

Самым наглядным примером стала организация и деятельность антисандинистских повстанцев в Коста-Рике. Подрывная деятельность спецслужб США была окружена широким заговором, который выкормил на «костариканских бананах» политическую оппозицию Никарагуа, а также расширил сеть тайных операций, включая покушения на убийства, торговлю наркотиками и оружием.

Основные корни незаконного оборота наркотиков в Центральной Америке уходят корнями в 80-е годы прошлого столетия и напрямую связаны с сетями, созданными ЦРУ в рамках программы «Иран-контрас» во время войны против Никарагуа. Именно тогда Коста-Рика, как и другие центральноамериканские страны, была вовлечена в кокаиновый наркотрафик в качестве перевалочной базы.

Сегодня «американская помощь» способствует расцвету организованной преступности не только в охваченных гражданской войной странах Центральной Америки, но и в нейтральной Коста-Рике. В прошлом году число умышленных убийств впервые в Коста-Рике достигло самого высокого показателя в истории страны — 12,1 на 100 000 населения. И это при том, что средний показатель в Латинской Америке и Карибском бассейне составляет 24 на 100 000 жителей.

Известно, что наркоторговля порождает насилие, насилие — незащищенность и уязвимость населения. Согласно результатам опроса, проведенного костариканским Центром политических исследований (Centro de investigación y estudios políticos, CIEP), население Коста-Рики считает безопасность и преступность главной проблемой страны (21%), за которыми следуют безработица (15%), коррупция (14%) и стоимость жизни (14%).

Организованная преступность представляет собой главную угрозу, которая в Коста-Рике в первую очередь нацелена на незаконный оборот наркотиков, торговлю людьми и отмывание «грязных» денег. С некоторых пор новым направлением деятельности преступников стала торговля человеческими органами. Причем речь идет о международной сети, которой управляют не только костариканцы, но и греки, украинцы, израильтяне и, конечно, американцы.

В последние годы Вашингтон в очередной раз подставил нейтральный Сан-Хосе, спровоцировав волну беженцев из Никарагуа и Гаити. Власти Коста-Рики не справляются с наплывом мигрантов, в стране накаляется обстановка.

Не случайны слова, сказанные президентом Родриго Чавесом, что ему «каждый день угрожают смертью».

Почти три четверти века сменявшие друг друга правительства Коста-Рики направляли сэкономленные на военных бюджетах средства на мирную жизнь своего населения. Ее примеру последовали было Гаити и Панама, но после вторжения американской военщины были вынуждены восстановить вооруженные силы и военный бюджет.

Новое «мягкое» вторжение США в нейтральную Коста-Рику может нарушить мир, благодаря которому и в 2022 году, согласно индексу Happy Planet, это была самая счастливая страна в мире!