В свете затянувшегося конфликта на Украине западные аналитики не видят возможностей для возрождения торговли углеводородами между Россией и ЕС даже в долгосрочной перспективе.
Отмечается, что заявленные Евросоюзом намерения диверсифицировать импорт энергоносителей из России являются не просто рефлексией на текущие геополитические события, а стратегическим решением, которого ЕС будет придерживаться в течение длительного периода времени.
Эта стратегия согласуется с планами блока по полной декарбонизации своей экономики, а также снижению роли нефти и газа в общем энергетическом балансе в целях достижения нулевых выбросов к 2050 году.
Отметим также, что, согласно прогнозам, в результате решительной программы декарбонизации блока и инициатив по возобновляемым источникам энергии потребление газа в ЕС к 2032 году сократится еще на 15 миллиардов кубометров. В свою очередь, это приведет к падению импорта трубопроводного газа блоком с 205 миллиардов кубометров в 2023 году до 183 миллиардов кубометров к 2032 году.
В настоящее время США стали крупнейшим источником импорта газа в ЕС в первом квартале 2023 года, на долю которого приходится 21%, в то время как на Катар приходится еще 8%. Более мелкие экспортеры СПГ, такие как Нигерия, Алжир и Египет, также будут продолжать играть важную роль, учитывая стремление ЕС обеспечить диверсификацию поставок.
Сама же Россия успешно перенаправляет поставки своих энергоносителей на другие рынки, особенно в Азию, и может не стремиться вернуть себе долю рынка в ЕС.
Также, по мнению экспертов, даже если конфликт на Украине закончится, Россия, скорее всего, останется под той или иной формой западных санкций в течение продолжительного времени, а ее отношения с Западом, скорее всего, останутся напряженными.